ТЕМА 7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВА ЕГО ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

Основные вопросы темы:

1. Развитие общества и индивидуальные потребности человека;

2. Форма организации общества и реализация человеческих потребностей в

нем;

3. Социализация и образование, процесс самореализации человека;

4. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности.

Вопрос 1.

Понятие «общество» означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность больших групп людей. Эти группы объединяются на основе общности интересов потребностей, договоров, единство языка, устав, традиции, происхождения, идеологии, религии. Отношения между людьми носят общественный или социальный характер. Следовательно, общество в своем первоначальном смысле означало общность, союз, сотрудничество, объединение.

Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная.

Общество представляет собой сложную систему. Эта система существует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, модифицирует их, но она развивается, меняет свои формы на собственной основе. На характер развития такой системы оказывает влияние такой фактор, которого нет и не может быть в природе. Это субъективный фактор – воля, интерес и сознательная деятельность отдельных людей и социальных групп.

В процессе развития общества, на протяжении длительного времени ведущим компонентом саморазвития стала технология обеспечения жизненных потребностей человека. Она развивалась от присваивающего и потребляющего типа хозяйства к производящему. Именно производящий тип хозяйствования, который выражается в создании производительных сил общества, реализует удовлетворение человеческих потребностей.

Общественное развитие выражается в формировании социальных систем, общественных отношений. Этот процесс связан с развитием форм трудовой деятельности, созданием и развитием собственности, возникновением эксплуатации человека человеком, борьбы против нее и созданием новых форм общественных отношений.

Общество в своем развитии проходит несколько периодов. Представления об обществе и природе, как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сложились в эпоху Античности, т.н. древний период, где накапливался практический опыт. Затем эпоха Возрождения (XV – ХVI вв.) – это время нового открытия для европейцев Греко-римской культуры. Идейный компонент Возрождения был гуманизм – это духовное движение на утверждение ценностей земной жизни, на отстаивание человеческого достоинства, силы разума.

ТЕМА 8. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДСТВА ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Основные вопросы темы:

1. Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности;

2. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга;

3. Процесс и структура личного потребления и возможности удовлетворения потребностей россиянина в ХХI веке.

Вопрос 1.

Исходим из того, что человек по сути своей существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Это биологическое и социальное в человеке слито воедино и только в таком единстве существует человек.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и др. системами. Человек превосходит животных по своим принципиальным возможностям и, прежде всего, возможностями развития мышления, речи, форм общения и т.д. Отсюда исходят его биологические, физиологические потребности.

В чем они выражаются? Как удовлетворяются? Физиологические потребности являются жизненно важные, насущные и доминирующие над всеми прочими. Потребность дышать, пить, есть, быть здоровым – стоят на первом месте для выживания человека. А.Масло называет их первичными в своей системе классификации потребностей.

Человек, который долго находился в состоянии голода, угрожающего жизни его и здоровью, будет прежде всего желать еды. «Он мечтает о еде, думает о еде, все его переживания связаны только с едой, он вспоминает только еду и желает только еду».38

К первичным потребностям относятся также потребности в одежде, жилище. К. Обуховский сюда же включает потребности в определенной нормальной температуре – холод, жар – опасны для жизни, а также потребность в кислороде для дыхания, в сне, в информации, в чувственных раздражителях.39

Наш мозг нуждается в поддержании необходимого минимума информации, поступающей из внешнего мира. Недостаток информации, воспринимаемой через органы чувств, вызывает глубокие физиологические нарушения в организме, отсутствие зрительной, слуховой, осязательной, вкусовой и обонятельной информации вызывает у человека панический страх, у него кошмары м галлюцинации. Участники антарктической экспедиции, работающие в условиях однородной зрительной среды – белые снежные пустыни – неправильно оценивали размеры предметов, расстояния, скорости движения предметов, частично теряли зрение надолго.

____________________

38 Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2003, с.67

39 Обуховский К. Психология влечений человека. Галактика потребностей. СПб,

изд. «Речь», 2003

1. Тип потребления доиндустриального общества;

2. Тип потребления индустриального общества;

3. Высшей стадии индустриального общества;

Общества массового потребления;

4. Тип потребления постиндустриального общества.

Каждый из этих типов потребления меняется с развитием общества; расширяется, углубляется. На потребление влияют многие факторы: экономический рост и развитие, НТП, социальные институты и отношения (какие они?); политические режимы и др.

Рассмотрим особенности типа потребления постиндустриального (информационного) общества. Оно начинает формироваться во II половине ХХв.

Во-первых, высокий уровень потребления основной массы населения, изобилие материальных благ и услуг (предпосылка – рост уровня доходов, высокие доходы).

Во-вторых, распространение городских форм и условий потребления на сельскую местность, основным становится городской стиль жизни.

В-третьих, более важным в потреблении становится повышение качественного уровня самого потребления и требования к качеству товаров и услуг.

В-четвертых, всё больший интерес потребителей сосредотачивается на таких факторах как здоровье и образование. На первое место в структуре потребностей выдвигаются знания и информация.

Все более значимое место занимает экономика услуг. Растет престиж здорового образа жизни:

- здорового, качественного питания, соответственно растут потребности в натуральных продуктах, одежде, в здоровом режиме труда и отдыха;

- открывается множество спортивных клубов, салонов.

- ведётся пропаганда, направленная против курения, алкоголизма, наркомании и т.п.

Постиндустриальное общество даёт потребителю возможность выработать индустриальный стиль потребления – это прямое следствие повышения уровня жизни, а также усложнения человеческой личности и процессов труда.

Таким образом, в настоящее время в промышленно-развитых странах возник крупный сектор высокотехнологичных отраслей (в их числе – сервис и обработка информации), который не может функционировать без высококвалифицированных, эрудированных сотрудников. Развитие личности в условиях постиндустриального общества становится экономической необходимостью. В результате активизируются все более сложные способности и потребности человека. Для удовлетворения этих потребностей и развития способностей, повышения интеллекта человека нужны новые сервисные технологии.

Вопрос 2.

Рассматривая вопрос формы организации общества и реализации человеческих потребностей в нём, следует иметь ввиду, что потребности человека выступают важнейшими факторами как общественной, так и индустриальной жизни.

Гуманизация означает внимание школы и др. учебных заведений, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, к нравственному воспитанию личности.

Гуманитаризация предполагает повышение роли общественных дисциплин в учебном процессе, таких как экономическая теория, социология, философия, психология, основы правовых знаний. Главным источником общественного развития становятся именно духовные силы человека, его творческий потенциал и его самореализация. Усиливается социальная направленность экономического развития, а это требует глубоких гуманитарных знаний.

Интернационализация – это создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательной системы. Особенно быстро эти процессы идут в сферах, связанных с подготовкой специалистов по новым направлениям, в которых возникает острая необходимость. Так, для нужд стран Европейского содружества была создана Европейская школа бизнеса. Во многих университетах, как у нас, так и в других странах мира, учатся иностранные студенты, которые в процессе учёбы и жизни в другой стране знакомятся с иным мировоззрением, идеями, культурой, образом жизни. Это способствует взаимопониманию народов, воспитанию их в духе мира, уважения к иным ценностям и культурам.

Таким образом, образование рассматривается как базовая ценность, процесс, способствующий самореализации человека – ценность, без которой немыслимо дальнейшее развитие человека и человечества.

Вопрос 4.

Благотворительность понимается как оказание материальной помощи нуждающимся как отдельным лицам, так и организациям. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности, например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и др.

Потребность в благотворительности и милосердии была всегда и во всех странах. В них всегда нуждались люди слабые и больные, дети (особенно сироты), старики, инвалиды. Удовлетворения потребности нуждающихся в помощи оказывают отдельные лица и организации под эгидой Министерства социальной защиты. В каждой области, городе создается Пенсионный фонд, фонд социальной защиты населения, дома престарелых, дома для детей сирот, детские дома и т.д.

Для России конец ХIХ и начало ХХ вв. были годами экономического роста. Развитие предпринимательства имело ряд особенностей. В истории России отмечается, что на русской почве меньшее значение, чем в европейских странах и США придавалось личному богатству, поклонению «золотому тельцу». Для многих российских предпринимателей было свойственно отношение к своему делу не только как к источнику личного богатства, но как к важной миссии, возложенной на него Богом или судьбой.

В прямой связи с этим находится и широчайшая благотворительная деятельность российских промышленников и купцов. ВЫ России складывались торгово-промышленные династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и многих других. Их предприятия вплоть до октябрьской революции 1917 года сохраняли семейный характер.

Политическая функция выражается в том, что государство – главный носитель политической власти. Государственная власть осуществляется системой специальных органов взаимосвязанных между собой по вертикали и горизонтали. Это система политических и правовых отношений.

Экономическая функция выступает в форме регулирования экономических отношений и структурных изменений экономики (национализация, приватизация), это система материального производства и услуг, удовлетворяющая насущные потребности человека и общества.

Социальная функция проявляется в осуществлении программ развития образования и здравоохранения, социального обеспечения граждан и поддержки культуры, регламентирования общественных отношений.

Идеологическая функция ставит своей целью воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей. Эта функция осуществляется через систему государственного образования и через официальные каналы средств массовой информации.

В соответствии с функциями государства создаётся структура органов управления. К ним относятся представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, органы охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольные органы управления.

Каждое государство придерживается (или утверждает) определенного политического режима – это функционирование власти. Как правящие социальные и политические группы формируют органы государственной власти? В современном обществе развитие политической власти анализируется: 1) тип взаимодействия государства и общества; 2) тип организации верховной власти в государстве; 3) тип территориального государственного устройства. Все эти аспекты можно отразить в логической схеме:36

Политический режим
Взаимодействие государства и общества Организация верховной власти Территориально-государственное устройство
Тоталитаризм Монархия Республика Унитарное государство
  Абсолютная Президентская  
Авторитаризм Дуалистичес- кая Полупрезидент-ская Федерация
Демократия Конституционная Парламентская Конфедерация

В современном понимании политический режим это:

- совокупность средств и методов осуществления власти в стране;

- сочетание партийной системы, способ голосования и принципов принятия

решений, образующих конкретный политический порядок данной страны

на определенный период;

- политический климат в стране.

_________________

36 Обществознание. Учебно-справочное пособие под ред. В.В.Баранова. – М.: АСТ, 2006,

с.244

Форма территориального устройства – это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.

Унитарное государство – единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, население в основном мононациональное. Существует единая система гражданства, права, государственного аппарата, суда и налогообложения. Например, унитарные государства: Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Испания.

Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах, распределённых между ними и центром компетенций. Они имеют собственные законодательные, исполнительные, судебные органы и, как правило, конституцию.

На федеральном уровне создается двухпалатный парламент. Верхняя палата выражает интересы субъектов Федерации Земли (Республика, штаты ), нижняя палата – страны в целом.

Федерации (Российская Федерация, США, Швейцария, ФРГ) строятся на основе распределения функций между субъектами федерации и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов Федерации.

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенции союза, решение ограниченного числа вопросов: в области обороны, внешней политики, транспорта, связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776 – 1787), в Швейцарии (до 1848), в Германии (1815 – 1867) и некоторых других странах. Такая форма объединения непрочна, она либо распадается, либо переходит в Федерацию.

Таким образом, мы рассмотрели формы организации общества как политическую и социальную потребность всего человечества. Как, каким образом, какими методами различные организационные формы общества способствовали удовлетворению материальных, моральных, духовных потребностей граждан своей страны?

История свидетельствует о том, что сложные процессы взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяются и эволюционируют.

Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об её индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующихся на сервисном обслуживании широких слоёв населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики демократических стран.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Почему и для чего необходимо изучать человека и его потребности?
  2. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии.
  3. Значение труда в развитии науки о человеке и обществе.
  4. Природа сущность и предназначение человека.
  5. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
  6. Личность и проблема ценностных ориентаций.
  7. Мировоззренческие основы теории потребностей, классификация их видов.
  8. Интересы и потребности как основа социальной деятельности людей.
  9. Потребности и мотивация деятельности человека.
  10. Учение В.И.Вернадского о биосфере, ноосфере, месте и назначение человека в преобразовании биосферы.
  11. Современные направления глобальной и социальной экологии, экология культуры человека в космической антропологии.
  12. История и её роль в познании человека и общества.
  13. Социальная природа, содержание духовной жизни общества и человека в философии.
  14. Культура, виды культур и их влияние на человека и общество.
  15. Наука и образование в современном обществе.
  16. Религии мира, их сущность и функции.
  17. Развитие общества и индивидуальные потребности человека.
  18. Форма организации общества и реализация человеческих потребностей в нем.
  19. Социализация и образование, процесс самореализации человека.
  20. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности.
  21. Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности.
  22. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга.
  23. Процесс и структура личного потребления и возможности удовлетворения потребностей россиянина в 21 веке.
  24. Потребности человека и их обслуживание, единство производства и человеческих потребностей.
  25. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания.
  26. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

Наши рекомендации