Оптимизация основного частного критерия

Среди частных критериев выделяется один, принимается как основной. Для остальных указываются приемлемые значения.

Метод взвешенной суммы оценок частных критериев

Формулируется скалярный критерий Оптимизация основного частного критерия - student2.ru как взвешенная сумма оценок частных критериев:

Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — вес k-го критерия, задаваемый экспертами или непосредственно ЛПР с учетом особенностей исходной рассматриваемой задачи.

Минимаксный обобщённый критерий

На основе частных критериев исходной многокритериальной задачи формируется обобщенный критерий следующим образом: Оптимизация основного частного критерия - student2.ru где Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — коэффициент важности каждого критерия (достаточно часто на практике в качестве коэффициента Оптимизация основного частного критерия - student2.ru выбирают значение Оптимизация основного частного критерия - student2.ru (gk это приемлемое значение критерия)). Точки минимума Оптимизация основного частного критерия - student2.ru - оптимальное решение.

Минимизация обобщённого скалярного критерия

Формируется скалярный обобщенный критерий Оптимизация основного частного критерия - student2.ru

где Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — минимальное значение каждого частного критерия на допустимой области X.

Метод последовательных уступок

В случае, когда частные критерии могут быть упорядочены в порядке убывающей важности. Пусть Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — наиболее важный, Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — наименее.

1) решается однокритериальная задача для наиболее важного критерия:

Пусть Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — минимальное значение, полученное на первом этапе. Назначается некоторая уступка ∆1 (∆1 > 0), которую можно допустить в рамках реализации этого метода с учетом особенностей критерия Оптимизация основного частного критерия - student2.ru по отношению к найденному значению Оптимизация основного частного критерия - student2.ru , чтобы перейти ко второму этапу. На критерий Оптимизация основного частного критерия - student2.ru налагается требование, согласно которому его оценка не должна превышать допустимой величины Оптимизация основного частного критерия - student2.ru .

2) ищем решение, минимизирующее g(2)(x) при указанном ограничении на Оптимизация основного частного критерия - student2.ru при указанном ограничении на Оптимизация основного частного критерия - student2.ru и с учетом заданного множества X допустимых решений, т.е. решаем следующую однокритериальную задачу:

Оптимизация основного частного критерия - student2.ru

при ограничениях

Оптимизация основного частного критерия - student2.ru

И ТД.

Метод может приводить к решениям, не принадлежащим переговорному множеству решений, оптимальных по Парето. Другими словами, найденное решение может не быть эффективным.

Метод идеальной точки

Состоит в нахождении точки, дающей решение, ближайшее к так называемой утопической точке, которую, обычно, задает ЛПР, в виде желаемых значений показателей всех частных критериев. Найденную точку с указанным свойством и принимают в качестве наилучшего решения по методу идеальной точки. Пусть Оптимизация основного частного критерия - student2.ru

Пусть Оптимизация основного частного критерия - student2.ru — наилучшие значения этих критериев в Оптимизация основного частного критерия - student2.ru .

Тогда в пространстве Оптимизация основного частного критерия - student2.ru точку с координатами Оптимизация основного частного критерия - student2.ru называют утопической точкой — УТ. Ближайшую (по какой-то метрике) к УТ точку, которую можно реализовать при заданных ограничениях Оптимизация основного частного критерия - student2.ru , называют идеальной точкой. Метод идеальной точки может приводить к решениям, не принадлежащим границе Парето.

Методы компенсации

Используют идею возможного компромисса между противоречивыми оценками по паре (или по группам) критериев исходной задачи. Для каждой анализируемой альтернативы на одной чаше весов отмечаются достоинства оценок (по некоторой группе критериев), а на другой — недостатки (по другой группе критериев). ЛПР составляет два отдельных списка из достоинств и недостатков альтернативы. Затем после тщательного анализа определяет, какой недостаток (или их совокупность) можно считать эквивалентным определенному достоинству (или их совокупности). После чего такие «компромиссные» достоинства и недостатки вычеркиваются из списков.

Наши рекомендации