Глава 3. теоретическое и практическое значение основных положений криминалистической тактики
Предыдущие главы диссертации были посвящены исследованию наиболее важных аспектов понятия криминалистической тактики. Однако для всестороннего осмысления криминалистического тактического научного знания не менее важным представляется выяснение его теоретического и практического значения.
Поскольку криминалистическая тактика имеет широкую сферу применения, исследование ее значения требует дифференцированного рассмотрения роли криминалистического научного знания для дальнейшего развития науки криминалистики, повышении эффективности осуществления судебной, следственной и экспертной деятельности, а также подготовке кадров правоохранительных органов.
Так, развитие науки влечет за собой постоянное увеличение объема знаний при сохранении существующих теорий. Научные идеи, положения и законы обладают многообразными внутренними и внешними связями, порождающими на каждом этапе развития общества определенную взаимозависимость наук и их интеграцию. В этой связи следует согласиться с мнением А.В. Славина, что никакое знание не существует как изолированная целостность, оно всегда является фрагментом более общей системы знаний[216].
Процесс движения научных знаний никогда не бывает единообразным и равномерным. Отдельные теории и отрасли знания могут на определенном этапе опережать в своем развитии другие науки и оказывать на них более сильное влияние. Кроме того, различие степени воздействия наук друг на друга зависит также от предмета и особенностей исследования.
В науке, пишет Б.Г. Кузнецов, максимальное воздействие на другие отрасли принадлежит отраслям, где вырабатываются наиболее общие принципы, конкретизирующиеся в наиболее широком круге других дисциплин и становящиеся исходным пунктом наиболее радикальных преобразований этих дисциплин[217].
Поскольку криминалистическая тактика представляет собой раздел науки криминалистики, одним из важнейших ее направлений является использование теоретических тактических положений для развития других частей данной отрасли научного знания.
Проведенное ранее рассмотрение связей криминалистической тактики с общей теорией криминалистики, криминалистической техникой и криминалистической методикой расследования преступлений показало, что они носят довольно сложный характер. С одной стороны в криминалистической тактике как разделе криминалистики активно используются выводы и рекомендации, выработанные в других разделах, с другой криминалистическая тактика оказывает активное влияние на развитие общей теории криминалистики, криминалистической техники и криминалистической методики расследования преступлений. При этом формой воздействия криминалистической тактики на развитие криминалистического научного знания является выдвижение ею в процессе своего развития научных проблем для исследования иными разделами криминалистики.
Например, сведения об особенностях производства следственных действий в той или иной ситуации, не могут не учитываться при выработке частных методик расследования преступлений. Содержание общих положений криминалистической тактики должно приниматься во внимание в исследовании общей теории науки криминалистики и т.д.
Применение научных положений криминалистической тактики в других разделах криминалистики подтверждает общенаучный вывод о том, что “обоснование и проверка одних теорий предполагают использование понятий, методов или фрагментов других теорий”[218].
Наконец, следует указать, что криминалистическая тактика выполняет по отношению к другим разделам криминалистики функцию критерия истинности их научных положений.
Известно, что единственным критерием истинности теории является практика. Но довольно часто проверка теории практикой происходит не непосредственно в процессе соответствующей деятельности, а опосредованно через другие отрасли научного знания, которые стоят ближе к эмпирическому опыту и фактам. В таких случаях последние берут на себя функцию критерия истинности более сложных и абстрактных отраслей научного знания.
Пределы развития криминалистической тактики бесконечны и зависят от расширяющихся потребностей правоохранительных органов, в связи с выполняемой ими деятельностью, поэтому ее влияние внутри науки криминалистики будет постоянно возрастать.
Как уже не раз отмечалось основным практическим предназначением криминалистической тактики, как раздела науки криминалистики, является содействие ее наиболее успешной организации и осуществлению судебной, следственной и экспертной деятельности. От того, как часто следователи, дознаватели и эксперты обращаются к основным положениям криминалистической тактики и тем научно-практическим рекомендациям, в конечном счете, зависит эффективность последних при решении различных организационных задач.
Показательны в этом отношении результаты опроса сотрудников следственных аппаратов ОВД, которые в большинстве 93 % отметили, что криминалистические тактические рекомендации способствовали успешному решению промежуточных задач, складывающихся по уголовным делам и лишь 7 % высказали неудовлетворение, предлагаемыми наукой тактическими рекомендациями.
Вместе с тем 87% опрошенных свидетельствуют о том, что необходимо совершенствовать (углублять, конкретизировать, разнообразить, обновлять и т.д.) весь арсенал криминалистических тактических приемов и рекомендаций.
С учетом высказанного мнения, полагаем, что наибольшее значение для практической сферы судебно-следственной и экспертной деятельности будет иметь разработка тактических приемов по следующим основным направлениям:
1. По уровню организации судебной, следственной и экспертной деятельности:
1.1. В отношении общих аспектов организации:
· Планировании судебной, следственной и экспертной деятельности;
Планирование, как известно является одним из методов научной организации труда, позволяющим добиваться необходимого результата при минимальных затратах и в короткий срок. Планирование представляет собой мыслительный процесс по определению задач исследования и выбору наиболее эффективных путей, средств и методов их решения.
Планирование - это сложный и очень важный этап в деятельности суда, следователя и эксперта, заключающегося в определении и установлении всех обстоятельств события преступления, имеющих значение для дела. Особую актуальность планирование приобретает при расследовании и судебном рассмотрении многоэпизодных уголовных дел с большим количеством участников, проведении различных тактических комбинаций и операций, а также при производстве комиссионных и комплексных экспертиз. Поэтому дальнейшие разработки в данной области должны носить частный характер, направленные на решение повседневных проблем, с которыми приходится сталкиваться суду, следователю и эксперту в процессе осуществления своей деятельности.
· Осуществлении взаимодействия правоохранительных органов и служб при расследовании преступлений;
Под взаимодействием правоохранительных органов при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений понимается согласованная между различными службами по целям, месту, времени, силам, средствам и методам совместная работа.
Взаимодействие – это особый уголовно-процессуальный институт, основывающийся на положениях закона и подзаконных нормативных актов.
Так, например, об использовании комплекса мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422 “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 февраля 1999 года № 126 “О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников” и приказами МВД России № 1, 125, 249-99г. по их реализации, во втором полугодии говориться: …
- реализовать во взаимодействии с главными управлениями, управлениями МВД России и правоохранительными органами комплекса неотложных мер по раскрытию и расследованию наиболее сложных и общественно значимых преступлений, в том числе в сфере экономики, незаконного оборота алкогольной продукции, нефтепродуктов, наркотиков и оружия, а также совершенных организованными преступными группами[219]; … .
Как видно из приведенной цитаты правоприменительная практика органов внутренних дел нуждается в совершенствовании института взаимодействия и появлении научных разработок в данной области.
· Изучении личности участников уголовного процесса;
Изучение личности участников уголовного процесса продиктовано, во-первых, необходимостью должного воздействия на потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого в целях получения сведений о совершенном преступлении, во-вторых, требованием закона. Так, например, в ст. 68 УПК РСФСР среди обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, обязательным условием является установление сведений, характеризующих личность обвиняемого.
За многие десятилетия функционирования органов предварительного расследования, накоплен большой практический опыт по тактике получения таких сведений. Однако распад бывшего союзного государства привел к увеличению числа мигрирующего населения из стран ближнего зарубежья и сложному оперативному (быстрому) получению необходимой информации о лицах “иностранцах”, совершивших преступления. В связи с этим перед правоохранительными органами России стоит острая проблема обмена информацией, которую отчасти должна решать и наука.
· Организации использования помощи общественности и средств массовой информации;
Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова разъясняет, что общественность – это передовая часть общества, выражающая его мнение[220].
Формы и характер участия общественности в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений на разных этапах развития российского уголовного процесса менялись. В 20-30 годы существовало “открытое следствие”, в органах прокуратуры функционировали так называемые “соцсовместители”, выполняющие функции помощников прокуроров или следователей в свободное от основной работы время. Они часто подменяли следователей, производя самостоятельно такие следственные действия как допросы, обыски, выемки и др. Подобная практика неизбежно влекла за собой негативные последствия и постепенно изживала себя. В середине 30-х годов отношение к участию общественности стало меняться. В условиях, когда при расследовании дел о “врагах народа” широко применялись психологические и физические пытки, участие общественности становилось лишним и опасным. Поэтому, выступая в 1936 году на совещании прокурорских работников, А. Вышинский отрицал ее необходимость. Взгляд на участие общественности в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений существенным образом изменился лишь через несколько десятилетий.
В марте 1959 года издано совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об участии общественности в охране общественного порядка”.
Процессуальная гарантия участия общественности в расследовании преступлений была закреплена уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, в ст. 128-й которого говорится: “Производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. Данный процессуальный закон отразил и закрепил сложившуюся уже к тому времени практику и научные взгляды относительно участия общественности в расследовании преступлений.
В свою очередь криминалистическая литература участие общественности в расследовании преступлений сводит к трем формам:
1) привлечение представителей общественности к непосредственному участию в проведении следственных действий;
2) проведение силами общественности или следователем с участием представителей общественности действий, не имеющих процессуального характера;
3) получение следственными органами информации о противоправных действиях и лицах, их совершивших, о местонахождении документов и т.п. от общественных организаций и отдельных граждан.
Проблемы с которыми сталкивается практика привлечения общественности к предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений значительны и поэтому требуют к себе самого пристального внимания и серьезного исследования.
О роли средств массовой информации (далее СМИ) в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений в настоящее время говорится очень много. По нашему мнению ее значение двояко:
- с одной стороны СМИ оказывают положительное влияние на ход и результаты следствия;
- с другой, бесконтрольное появление различных публикаций в печати и выступлений на телевидении сказывается самым негативным образом.
Поэтому скорейшее разрешение данной проблемы на уровне законопроекта позволит ограничить бесконтрольный доступ к криминальной информации и использовании ее во вред интересам отдельной личности и государства.
· Организации профилактической деятельности.
Судебная, следственная и экспертная деятельность не ограничивается лишь участием в раскрытии и расследовании преступлений. Закон и подзаконные нормативные акты возлагают на них и специальные обязанности по предупреждению преступлений. Статья 21 УПК РСФСР требует от органа дознания и предварительного следствия, а также при производстве судебного разбирательства по уголовному делу выявить причины и условия, способствующие преступлению. Установив их, органы дознания, следователь и суд обязаны принять специальные меры к их устранению, чтобы тем самым предупредить совершение аналогичных или иных преступлений (ст.ст. 211 и 212 УПК РСФСР). Аналогичные требования в соответствии с приказом МВД РФ № 261 от 1 июня 1993 года распространяются и на экспертно-криминалистические службы в системе МВД.
Содержание и формы профилактики преступлений давно известны практике, однако основной проблемой по прежнему остается слабое выполнение должностными лицами возложенных обязанностей по указанному направлению и поэтому ужесточение ведомственного контроля и прокурорского надзора позволит в конечном счете повысить эффективность осуществления данной деятельности.
1.2. В отношении организации конкретных действий при расследовании преступлений:
1.2.1. Следственных действий:
· Допроса и очной ставки;
· Следственного осмотра и освидетельствования;
· Предъявления для опознания;
· Обыска и выемки;
· Задержания и ареста;
· Следственного эксперимента;
· Проверки и уточнения показаний на месте;
· Назначение и проведение судебных экспертиз.
1.2.2. Организационно-технических мер.
2. Применительно к содержанию тактических рекомендаций:
2.1. Содержащие тактические рекомендации преодоления противодействия со стороны участников уголовного процесса;
2.2. Содержащие тактические рекомендации сбора доказательственной информации;
2.3. Содержащие тактические рекомендации, способствующие фиксации судебных доказательств;
2.4. Содержащие тактические рекомендации оценки судебных доказательств;
2.5. Содержащие тактические рекомендации использования судебных доказательств.
3. В отношении этапов осуществления судебно-следственных и экспертных действий:
3.1. Тактические рекомендации по подготовке судебно-следственных и экспертных действий;
3.2. Тактические рекомендации по наиболее эффективному проведению судебно-следственных и экспертных действий;
3.3. Тактические приемы завершения (окончания) судебно-следственных и экспертных действий.
Совершенствование и появление новых тактических приемов и следственных действий является, как правило, результатом развития практики. Однако тактические приемы могут возникнуть и на базе развития других разделов криминалистики или других наук в результате их влияния на тактику или применения их положений в тактике. Наконец, необходимость в разработке новых тактических приемов или тактики новых следственных действий может быть обусловлена изменением процессуального законодательства, определяющего процедуры собирания, исследования и использования доказательств.
Вместе с тем одной из важных проблем криминалистической тактики, остается применение ее положений на практике молодыми специалистами, которые недавно преступили к своей работе после получения соответствующего образования.
Многообразие уголовных дел, сложность реализации различных тактических комбинаций и операций, заставляют большинство молодых специалистов искать дополнительную криминалистическую тактическую информацию об организации своей деятельности. Значительную помощь в этом направлении призваны оказать различные служебные курсы подготовки и переподготовки, а также самостоятельное изучение соответствующей литературы. Полезным в этом отношении являются проведение для них различных курсов переподготовки, служебных сборов и совещаний, научно-практических конференций и других форм повышения профессионального мастерства[221].
В соответствии с действующими приказами и инструкциями работа следователей, дознавателей и экспертов по овладению криминалистическими знаниями, умениями и навыками должна быть организованной, дифференцированной и систематической. Только при этих условиях она позволяет более избирательно и целенаправленно повышать их профессиональное мастерство, обеспечивая необходимую оптимизацию непосредственного практического применения криминалистических тактических научных рекомендаций в процессе организации и осуществления следственной и экспертной деятельности. Нередко эта работа сливается с повседневной практикой использования криминалистических тактических научных знаний, образуя единый процесс предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, и одновременно совершенствование профессионального мастерства[222].
Учитывая важность систематической тактической подготовки молодых сотрудников, подчеркивая тем самым ее значение, в тоже время необходимо признать, что самостоятельный процесс получения дополнительных знаний среди сотрудников занимает недостаточно времени.
В ходе опроса было установлены и источники получения криминалистических тактических знаний, которыми обычно служат:
- учебники по криминалистике (46 %);
- учебные пособия (34 %);
- практические пособия (32 %);
- монографии (24 %);
- диссертации (2 %),
- советы коллег по работе (58 %).
Однако перечисленные источники не образуют удобной системы использования криминалистической тактической информации и не обеспечивают всех нуждающихся. Чтобы изменить это положение, представляется целесообразным образовать на уровне управлений органов внутренних дел специальный банк данных судебной, следственной и экспертной практикой в форме картотек, хранилищ литературных источников, автоматизированной поисковой системы и т.п., с тем чтобы в определенный момент получить нужную информацию и использовать ее в своей практической деятельности.
И наконец, представляется обязательным ведение в каждом подразделении специальных журналов, содержащих сведения о новых разработках в области криминалистической тактики. Конечно, в настоящее время такое направление существует, однако не везде и не на должном уровне, что требует особого внимания со стороны соответствующих руководителей.
Не меньшее значение положения криминалистической тактики имеют для обучение студентов и слушателей высших юридических учебных заведениях по курсу “Криминалистика”.
Так, например, в высших и средних специальных учебных заведениях ОВД, занимающихся обучением и подготовкой следователей, экспертов-криминалистов и других специалистов, курс криминалистики дает обучаемым профессиональные знания, умения и навыки, необходимые им для будущей практической деятельности.
В связи с этим криминалистике во всех высших учебных заведениях ОВД отводится довольно значительное количество учебного времени, что в известной степени оправдано родом выполняемой работы.
Криминалистическая тактика как раздел учебной дисциплины “Криминалистика” позволяет обучаемым овладеть конкретными знаниями о закономерностях организации следственной и экспертной деятельности, приобрести необходимые умения и навыки по использованию научно-обоснованных криминалистических тактических рекомендаций в оперативно-следственной практике.
Как показало анкетирование 74 % из числа опрошенных сотрудников ОВД ответили, что основные знания по криминалистической тактике ими были получены в ходе обучения в высшем и среднем юридическом учебном заведении.
В целях совершенствования преподавания криминалистической тактики в последнее время была проделана большая работа не только по организации учебного процесса, но и по его обеспечению научно-педагогическими кадрами, монографической, учебной и учебно-методической литературой.
Поскольку наука является источником любой области знания, криминалистическая тактика как часть учебного курса “Криминалистика” должна основываться на объективных результатах развития криминалистического научного знания и следовать за ним.
Поэтому криминалистическая тактика должна систематически совершенствоваться за счет включения в нее наиболее важных достижений криминалистического научного знания, апробированных и принятых оперативно-следственной и экспертно-криминалистической практикой. В частности, современное состояние учебного курса “Криминалистика” требует включения в него последних достижений теории криминалистической тактики и положений ряда новых научно-практических рекомендаций по проведению следственных действий, тактических комбинаций и операций.
Развитие криминалистического тактического научного знания приводит к постоянному увеличению объема научной информации. Разработка новых технических средств и приемов собирания и исследования доказательств, а также выработка отдельных тактических приемов и их систем находят свое применение в судебной, следственной и экспертной деятельности. Но рамки и структура учебного процесса курса криминалистики при этом остаются в целом без особых изменений.
В целях успешного решения данной проблемы необходимо систематически совершенствовать организацию преподавания криминалистической тактики. В частности, необходимо в содержании учебного процесса избавляться от ненужного, устаревшего и разрозненного материала. Изучение теоретического материала должно сочетаться с практическими занятиями. Положительным условием для проведения таких занятий по тактике могло бы служить создание полигонов и компьютерных классов.
Однако овладение знаниями по криминалистической тактике невозможно представить без изучения ее общих положений. Без преувеличения, общие положения криминалистической тактики могут быть названы фундаментальными знаниями по отношению к знаниям о тактике проведения следственных действий. Начинающий следователь, овладевший общими положениями криминалистической тактики, сможет скорее и более эффективно осуществлять свою деятельность. Именно поэтому целесообразно включение во все программы курса “Криминалистика” тем, посвященных общим положениям криминалистической тактики, и выделения для их изучения достаточного количества учебного времени.
Исходя из сказанного, представляется, что “Криминалистическая тактика” как часть учебного курса “Криминалистика” должна иметь следующее содержание:
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА
1. Общие положения криминалистической тактики
Общие положения криминалистической тактики посвящены изучению научных и организационных основ судебно-следственной деятельности. В учебном курсе этот подраздел включает в себя следующие темы:
Тема: Понятие, система и задачи криминалистической тактики, ее роль в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
Тема: Следственная ситуация, тактическое решение, тактические операции и комбинации, их содержание и значение для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Тема: Планирование расследования преступлений и роль в нем криминалистических версий.
Тема: Криминалистическое учение о взаимодействии следователя с оперативными работниками и сотрудниками иных служб органов дознания при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
Тема: Использование помощи общественности и средств массовой информации для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Тема: Изучение личности обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля в следственной деятельности по уголовным делам.
Тема: Деятельность следователя по предупреждению преступлений.
Особенная часть криминалистической тактики рассматривает тактику отдельных следственных действий и в учебном курсе изучается в следующих темах:
Тема: Тактика следственного осмотра и освидетельствования.
Тема: Тактика обыска и выемки.
Тема: Тактика допроса и очной ставки.
Тема: Тактика предъявления для опознания.
Тема: Тактика проверки и уточнения показаний на месте.
Тема: Тактика следственного эксперимента.
Тема: Тактика использования специальных познаний для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
К изложенному необходимо добавить, что предлагаемый подход к определению системы преподавания криминалистической тактики применим для подготовки различных специалистов правоохранительных органов (федеральной службы безопасности, прокуратуры, налоговой полиции и т.д.).
Подводя итог рассмотрению роли криминалистической тактики в образовательном процессе, следует отметить и о влиянии учебного курса криминалистики на научные криминалистические методические знания. От уровня полученных знаний студентами и слушателями в области организации судебной, следственной и экспертной деятельности, зависит их последующий вклад в развитие криминалистики. В этом смысле наука, хотя и определяет содержание учебного курса, однако в некоторых случаях сама зависима от него. Это относится к тем случаям, когда в ходе учебного процесса даются новые классификации и обосновываются отдельные научные положения, которые затем находят разработку в соответствующих исследованиях. С такими классификациями и научными положениями можно столкнуться в некоторых учебниках, подготовленных для обучения по курсу “Криминалистика”.
И в завершении рассматриваемой 3-й главы диссертационного исследования необходимо сделать следующие выводы:
1. Криминалистическая тактика, являясь теоретической системой, имеет многообразные формы практического применения, но наиболее важными из них представляются три: наука, практика и образование.
2. Признавая роль криминалистической тактики в науке криминалистике, необходимо отметить, что эта роль не должна пониматься как простое потребление данным разделом криминалистических знаний положений других отраслей наук. Предложения и выводы различных отраслей научного знания применяются в криминалистической тактике не путем их простого перенесения, а в ходе диалектического осмысления и построения соответствующих выводов, имеющих к тому же в ряде случаев обратные связи.
3. Значение криминалистической тактики для практики состоит в содействии наиболее успешному осуществлению судебной, следственной и экспертной деятельности по уголовным делам. От того как часто, следователи дознаватели и иные лица обращаются к тактическим рекомендациям и насколько полезным они находят их применение, - в конечном итоге определяет эффективность научных криминалистических тактических разработок.
4. В целях совершенствования образовательного процесса преподавания криминалистической тактики, необходимо постоянно пополнять учебные курсы новыми достижениями криминалистической деятельности, в т.ч. судебно-следственной и экспертной. Перерабатывать с учетом результатов развития криминалистического методического научного знания типовые программы и иные учебно-методические документы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, нами закончено исследование криминалистической тактики, как особой области криминалистического научного знания об организации и осуществлении судебной, следственной и экспертной деятельности. На современном этапе развития криминалистическая тактика имеет ряд нерешенных проблем, которые препятствуют дальнейшему ее совершенствованию и повышению эффективности воздействия на практику борьбы с преступностью.
В целях решения данных проблем в диссертации предпринято углубленное исследование широкого спектра взаимосвязанных вопросов о сущности криминалистической тактики как разделе науки криминалистики и ее роли в практике расследования уголовных дел. В частности, автором дано целостное представление пути развития криминалистической тактики от периода накопления эмпирических знаний, применявшихся при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, до настоящего времени. Анализ работ по истории криминалистики, нормативных источников и публикаций по заявленной теме, выявил факторы, предопределившие необходимость возникновения данного раздела криминалистики и определил его нынешнее состояние. Используя результаты исторического анализа и исследования широкого круга современных криминалистических источников, позволило выработать понятие криминалистической тактики, как одного из разделов науки криминалистики, имеющим своим предметом исследование закономерностей организации и осуществления судебной, следственной и экспертной деятельности в целях выработки, в строгом соответствии с законом, научно-обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности.
Исходя из установленного понятия криминалистической тактики, подробно исследуется ее объект, предмет, система, задачи, принципы, которые в своей совокупности раскрывают сложное содержание данного раздела криминалистки.
Изучение содержания основных положений криминалистической тактики показало, что значительная их часть имеет форму принципов или отправных начал криминалистического тактического научного знания. Поскольку принципы криминалистической тактики имеют различные уровни обобщения и выступают в качестве основополагающих начал различных теоретических систем, они подразделяются на: общие и специальные. В диссертации рассматривается не только система данных принципов, но и их содержание.
Важным элементом познания сущности каждой науки или ее раздела является установление места, которое она занимает в системе научного знания. Исходя из этого, в диссертации проведено сравнительное исследование криминалистической тактики с другими разделами науки криминалистики и рассмотрены ее связи с иными отраслями научного знания.
Так, подвергается критике мнение о том, что криминалистическая тактика выполняет роль общей теории организации расследования преступлений, тем самым необоснованно ограничивая значение общих положений криминалистической методики расследования преступлений. В связи с этим мы полагаем, что криминалистическая тактика должна стать “инструментарием” для разработки средств и приемов, направленных на повышение эффективности судебно-следственной и экспертной деятельности, обеспечивающих в конечном счете их реализацию в криминалистической методики расследования преступлений.
Завершается настоящая работа определением теоретического и практического применения общих положений криминалистической тактики и влиянием ее на науку, практику и образование.
Таким образом, диссертация представляет собой комплексное исследование, содержащее развернутое обоснование криминалистической тактики в качестве самостоятельного раздела науки криминалистики и разрешающее наиболее сложные теоретические проблемы данной системы научного знания. Своим содержанием предлагаемое исследование определяет, что перспективы развития криминалистической тактики связаны с расширением и углублением ее общих положений и разработкой рекомендаций, направленных на повышение эффективной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ