Понятие транспортно – экспедиционной деятельности
Транспортно-экспедиционная деятельность предприятий регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
Ø Гражданским кодексом РФ (ГК РФ);
Ø Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее по тексту — Закон);
Транспортно - экспедиторское обслуживание - процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами и требованиями.
Экспедиторская услуга - вид транспортной услуги, связанной с организацией процесса отправления и получения груза, а также выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В соответствии со статьей 801 ГК РФ
«1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.»
Договор транспортной экспедиции имеет ряд особенностей:
Ø Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (пункт 1 статьи 802 ГК РФ).
Ø Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (пункт 2 статьи 802 ГК РФ). В противном случае, экспедитор не сможет исполнить свои отдельные обязательства по договору транспортной экспедиции.
Ø Важнейшим условием исполнения договора является предоставление необходимой документации и полной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (пункт 1 статьи 804 ГК РФ). В данном случае, клиент обязан предоставить полную информацию и необходимые документы, а экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Однако согласно пункту 4 статьи 804 ГК РФ ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, в полном объеме несет клиент.
Ø Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если это напрямую не запрещено в договоре транспортной экспедиции. Причем в этом случае на основании статьи 805 ГК РФ экспедитор все равно несет полную ответственность перед клиентом за исполнение договора.
Ø Любая из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок (статья 806 ГК РФ). При этом сторона, инициировавшая отказ от исполнения договора обязана возместить другой стороне все убытки, вызванные расторжением договора.
Вместе с тем, на основании статьи 13 Закона общий срок исковой давности для договоров транспортной экспедиции сокращен с 3 лет до 1 года. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.
Выполнение транспортно – экспедиционной операций может принимать различные формы:
1. Форма местной экспедиции - экспедитор выполняет операции только либо в пункте отправления, либо в пункте назначения, либо в пути следования.
2. Частичная экспедиция – лишь частичные операции.
3. Полное транспортно – экспедиционное обслуживание – организация выполняет все функции, связанные с доставкой груза на всем пути следования груза от склада отправителя до склада получателя.
Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных компаний очевидны и главные из них заключаются в том, что:
Ø достигается двоякая цель: увеличение объема продаж и обеспечение более высокого уровня обслуживания потребителя (определяемого, главным образом с точки зрения "доступности продукции");
Ø система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителей, может обеспечить сокращение "цикла обслуживания потребителя" (времени между подачей заявки и доставкой продукции) и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании - потребителю услуг серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка;
Ø разработка более эффективных методов "физического распределения" дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распространить и на потребителя в форме скидок с оплаты за доставку продукции и др;
Ø внедрение эффективной системы доставки грузов обеспечивает потребителю возможность более успешно и прибыльно конкурировать как на региональных, так и на отдаленных рынках.