Международная торговля и мировые рынки

Внешняя торговля является одной из основных форм внешнеэко­номической деятельности.:

Углубление международной специализации производства приво­дит к тому, что большинство товаров на разных стадиях обработки (сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали и узлы, готовые из­делия) поступает в каналы международного оборота многократно. Именно в этом заключается важнейшая причина того, что рост сфе­ры внешнеэкономического обмена обгоняет темпы хозяйственного роста отдельных стран.

Наряду с ростом международной торговли промышленными изде­лиями идет увеличение объема международной торговли патентами и лицензиями.

Достижения научно-технической мысли ле­жат также и в основе быстрого обновления товарной номенклатуры международной торговли, что приводит к появлению на мировых рынках принципиально новых товаров, преимущественно продукции наукоемких отраслей, многие из которых ранее промышленностью вообще не выпускались. Ряд товаров, уже находившихся в междуна­родном обороте, приобрел качественно новые характеристики.

В международной торговле следует различать два противополож­ных направления: протекционизм и либерализация. В разные пери­оды их соотношение изменялось. Так, в 50—60-х годах ХХ века преобладали тенденции к либерализации, в 70-х - первой половине 80-х годов более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых стран.

Новые тенденции в торговой политике развитых стран:

1) уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты внутрен­него рынка, особенно таможенных пошлин;

2) преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекциониз­ма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;

3) все возрастающий акцент на применение механизма гибкой защиты внут­реннего рынка, при котором ссылка на «особые обстоятельства» обес­печивает применение большого разнообразия протекционистских мер;

4) расширение использования как традиционных, так и новейших средств протекционизма, связанное не столько с уже существующи­ми правилами, сколько с толкованием различных терминов и крите­риев (широкое использование так называемого «прецедентного пра­ва»);

5) аграрный протекционизм;

6) систематическое игнорирование безусловного режима наибольшего благоприятствования, считавше­гося длительное время краеугольным камнем всей системы между­народной капиталистической торговли'.

Анализ внешнеторговой политики развитых стран позволяет сделать вывод, что равнодействую­щей различных ее направлений была либерализация мировой торговли, то есть ослабление ограничений внешнеторгового обмена, устранение препятствий на его пути.

При общей тенденции к ослаблению торговых барьеров происходит уси­ление протекционистских настроений на определенных этапах раз­вития экономики отдельных стран.

Наряду с общими принципами ценообразования во внешней тор­говле имеются особенности формирования цен.

По характеру, уров­ню и сфере действия ценообразующие факторы можно условно раз­делить на пять групп.

1. Общеэкономические. Они действуют независимо от вида продук­ции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и пред­ложения; инфляция.

2. Конкретные экономические, то есть определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительс­кие свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

3. Специфические, то есть действующие только в отношении неко­торых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расхо­ды; комплектность; гарантия и условия сервиса.

4. Специальные, то есть связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; ва­лютный курс.

5. Внеэкономические - политические, поенные.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-им­портных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в ос­новных центрах мировой торговли.

Понятие «мировой товарный ры­нок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организацион­ные международные формы (биржи, аукционы и т.п.). И в мировой практике рыночная цена складывается под воздействием спроса и предложения'.

Неуклонное расширение международной торговлиобъективно ста­вит вопрос о ее регулировании. Поэтому торговая политика и проблемы мировой торговли являются объектом деятельности многих правительственных организаций и учреждений в системе ООН и за ее пределами, а также неправительственных организаций.

К числу первых следует отнести саму ООН и особенно ЮНКТАД, а также МВФ, МБРР.

К числу вторых (неправитель­ственных) организаций относятся Всемирная торговая организация (ВТО).

Наши рекомендации