Международная торговля и мировые рынки
Внешняя торговля является одной из основных форм внешнеэкономической деятельности.:
Углубление международной специализации производства приводит к тому, что большинство товаров на разных стадиях обработки (сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали и узлы, готовые изделия) поступает в каналы международного оборота многократно. Именно в этом заключается важнейшая причина того, что рост сферы внешнеэкономического обмена обгоняет темпы хозяйственного роста отдельных стран.
Наряду с ростом международной торговли промышленными изделиями идет увеличение объема международной торговли патентами и лицензиями.
Достижения научно-технической мысли лежат также и в основе быстрого обновления товарной номенклатуры международной торговли, что приводит к появлению на мировых рынках принципиально новых товаров, преимущественно продукции наукоемких отраслей, многие из которых ранее промышленностью вообще не выпускались. Ряд товаров, уже находившихся в международном обороте, приобрел качественно новые характеристики.
В международной торговле следует различать два противоположных направления: протекционизм и либерализация. В разные периоды их соотношение изменялось. Так, в 50—60-х годах ХХ века преобладали тенденции к либерализации, в 70-х - первой половине 80-х годов более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых стран.
Новые тенденции в торговой политике развитых стран:
1) уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты внутреннего рынка, особенно таможенных пошлин;
2) преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
3) все возрастающий акцент на применение механизма гибкой защиты внутреннего рынка, при котором ссылка на «особые обстоятельства» обеспечивает применение большого разнообразия протекционистских мер;
4) расширение использования как традиционных, так и новейших средств протекционизма, связанное не столько с уже существующими правилами, сколько с толкованием различных терминов и критериев (широкое использование так называемого «прецедентного права»);
5) аграрный протекционизм;
6) систематическое игнорирование безусловного режима наибольшего благоприятствования, считавшегося длительное время краеугольным камнем всей системы международной капиталистической торговли'.
Анализ внешнеторговой политики развитых стран позволяет сделать вывод, что равнодействующей различных ее направлений была либерализация мировой торговли, то есть ослабление ограничений внешнеторгового обмена, устранение препятствий на его пути.
При общей тенденции к ослаблению торговых барьеров происходит усиление протекционистских настроений на определенных этапах развития экономики отдельных стран.
Наряду с общими принципами ценообразования во внешней торговле имеются особенности формирования цен.
По характеру, уровню и сфере действия ценообразующие факторы можно условно разделить на пять групп.
1. Общеэкономические. Они действуют независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.
2. Конкретные экономические, то есть определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
3. Специфические, то есть действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантия и условия сервиса.
4. Специальные, то есть связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.
5. Внеэкономические - политические, поенные.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.п.). И в мировой практике рыночная цена складывается под воздействием спроса и предложения'.
Неуклонное расширение международной торговлиобъективно ставит вопрос о ее регулировании. Поэтому торговая политика и проблемы мировой торговли являются объектом деятельности многих правительственных организаций и учреждений в системе ООН и за ее пределами, а также неправительственных организаций.
К числу первых следует отнести саму ООН и особенно ЮНКТАД, а также МВФ, МБРР.
К числу вторых (неправительственных) организаций относятся Всемирная торговая организация (ВТО).