Управление человеческими ресурсами (опыт России)
Опыт развития управления в России стоит несколько особняком от общей теории менеджмента, свойственной странам с развитым рынком. В тоже время нельзя говорить о том, что командно-административная система была совершенно изолирована от достижений других школ, так ведущие авторы, работающие в этом направлении: П.М. Керженцев, Д. М. Гвишиана, Г. Х. Попов, А. Г. Аганбегян, Ю. П. Васильев, А. И. Анчишкин, являлись последователями идей тейлоризма. В целом же административная система, по сути, была ориентирована на развитие производственной составляющей в большей мере, чем на развитие кадрового потенциала.
В предреволюционной России управление персоналом напоминало ситуацию, существовавшую в Англии или в США в середине прошлого века: руководители предприятий решали проблемы, связанные с управлением людьми, по мере их возникновения на основе жизненного опыта, традиций и религиозных заповедей, а специальные чиновники занимались вопросами рабочего быта, здравоохранения и образования. Интересно отметить, что в России, где были сильно развиты патерналистские отношения между крестьянами, составлявшими подавляющее большинство населения, и помещиками, патернализм часто воспроизводился в отношениях между владельцами и управляющими индустриальных компаний, с одной стороны, и наемными работниками - о другой. В начале нынешнего века были широко распространены неденежные виды вознаграждения и льготы: администрация заводов и фабрик организовывала столовые, школы, больницы для рабочих и их семей, строила жилье, создавала (часто в принудительном порядке) сберегательные кассы. Размер денежного вознаграждения (заработной платы) при этом был на значительно более низком уровне, чем в Западной Европе или США.
В советский период отделы кадров появились практически во всех организациях, однако их функции заметно отличались от того, чем занимались подразделения с тем же названием в странах с рыночной экономикой. Три фактора общественной жизни того периода определили эту специфику: централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология. Идея основателя Советского государства Ленина заключалась в том, чтобы национализировать всю экономику страны и управлять ею из центра, как единой фабрикой. При таком сценарии экономические организации теряли самостоятельность, а вместе с ней и необходимость выполнять многие свойственные им в рыночной экономике функции. Предприятиям не нужно было вести переговоры с профсоюзами о заработной плате, продолжительности рабочей недели, оплачиваемом отпуске, медицинском обслуживании и т.п. - все это определялось в масштабах государства и являлось обязательным. То же самое происходило в отношении приема на работу (централизованное распределение выпускников, которым не может быть отказано) и повышения квалификации (по разнарядке). Важнейшая для всякой организации и общества в целом функция подготовки резерва выполнялась политической организацией - КПСС, представители которой присутствовали на любом предприятии и контролировали процесс подбора, подготовки и продвижения руководителей и специалистов. Главным критерием отбора и продвижения являлась лояльность к существующему режиму и его стержню - Коммунистической партии (для занятия сколько-нибудь важной должности необходимым было номинальное членство в партии), и только потом в расчет принимались профессиональные и индивидуальные качества человека. Господство тоталитарной идеологии и необходимость подавления инакомыслия, наряду с ленинским лозунгом о социализме как всестороннем учете и контроле, породили гигантскую систему контроля за каждым членом общества, включавшую сотни анкет, справок-объективок, требовавшую разрешительных резолюций заявлений, ежемесячных, ежеквартальных и годовых отчетов. Сбором, обработкой и хранением этой информации и занимались в первую очередь отделы кадров советских организаций. Важнейшей задачей руководителя отдела являлось обеспечить наличие всех требуемых вышестоящими органами документов, справок, приказов в любой момент дня и ночи. Архивы отдела кадров служили важным источником информации о любом члене общества, начиная со школьников. Безусловно, кадровики выполняли и другие, более респектабельные функции: прием на работу, организацию повышения квалификации, распределение льгот. Однако они также носили чисто технический характер.
По мере ослабления централизованной системы управления экономикой перед организациями начали вставать принципиально новые задачи в области управления человеческими ресурсами. Сначала это были вопросы стимулирования труда и создания конкурентоспособных пакетов компенсации, сохранения на предприятии высококвалифицированных специалистов, у которых появилась возможность выбирать место работы и вознаграждение, затем - индексации заработной платы в условиях высокой инфляции и, наконец, проблемы повышения производительности и сокращения численности сотрудников под давлением конкуренции. Особым испытанием для специалистов по управлению персоналом стал августовский кризис 1998 года, который привел к банкротству тысяч организаций и существенному сокращению деловой активности сотен тысяч других. Компании были вынуждены в срочном порядке принимать беспрецедентные меры по сокращению издержек, включающие массовые увольнения, отпуска без содержания, перевод на неполную рабочую неделю, сокращение заработной платы, ликвидацию льгот. Для безболезненного преодоления подобных кризисов необходимо изучение накопленного мирового опыта менеджмента.
Конец 90-х ознаменовал определенную стабилизацию экономической обстановки в стране, однако продолжающиеся инфляционные процессы, «демографическая яма», острая нехватка квалифицированных рабочих и т.д. создает все новые задачи для управления кадрами как в масштабе отдельного предприятия, так и государства в целом.
Контрольные вопросы по теме 1
1. Что такое человеческие ресурсы, в чем их отличия от других видов ресурсов?
2. В чем заключается концепция управления человеческими ресурсами?
3. Назовите основные этапы развития теорий о персонале.
4. Какой подход к рассмотрению особенностей управления персоналом Вы считаете актуальным и почему? Обоснуйте свой ответ.
5. В чем состоит национальная специфика управления персоналом?
6. Что представляет собой аутсорсинг? В чем заключается кадровый аутсорсинг организации?
7. Какие особенности управления персоналом можно выделить применительно к российским предприятиям?