Результаты оперативно-розыскной деятельности и порядок их вовлечения в процесс доказывания по уголовным делам
В настоящее время наблюдаются тенденции применения преступниками все более изощренных средств и методов противодействия правоохранительным органам в выявлении и раскрытии противоправных деяний. Изобличить преступников только традиционными методами трудно, а порой и невозможно, поэтому в данной ситуации возрастает роль оперативно-розыскной деятельности, которая является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов успешной работы по решению задач, возложенных на правоохранительные органы.
Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе не является новой, в то же время многочисленные научные исследования, проведенные по данной тематике, пока не привели к выработке мнения, поддерживаемого большинством практических работников и ученых[1]. Фактическое отсутствие правового механизма использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в ходе предварительного расследования и в суде порождает различные интерпретации в толковании действующих нормативно-правовых актов, что приводит к наличию разнообразной следственной и судебной практики.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство позволяет использовать результаты оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания, более того, порядок проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий предусматривает необходимость их судебного санкционирования, порождая, тем самым, уголовно-процессуальные отношения. Изложенное позволяет утверждать, что процедура процессуального оформления результатов оперативно-розыскных мероприятий, порядок и условия использования их в качестве доказательств должны регламентироваться и регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.
Вместе с тем, ст.89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», не закрепляя порядок их использования, запрещает в процессе доказывания использовать результаты оперативно-розыскной деятельности, не отвечающие требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законодательством. Анализируемые положения ст.89 УПК РФ ориентируют в вопросах использования результатов оперативно-розыскной деятельности к содержанию других норм уголовно-процессуального законодательства, а вопросы предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности относят к юрисдикции подзаконного регулирования.
В тоже время, положения ст.11 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяют использовать результаты ОРД для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, допускают их представление в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которых находится уголовное дело, а также их использование в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Тем самым и уголовно-процессуальное и федеральное отраслевое законодательство допускают возможность использования результатов ОРД в качестве доказательств по уголовному делу.
Положения п.36.1 ст.5 УПК РФ закрепляют понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности», под которыми понимаются сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. В содержание закрепленного понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности», законодатель вложил сведения, которые содержаться в оперативных документах, фиксирующих ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, в материалах фото-аудио и видеозаписях, произведенных в процессе их проведения, в сообщениях оперативных источников и других документах, которые содержатся в делах оперативного учета, производятся и фиксируются в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а не УПК РФ.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования или в суд осуществляется в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами, которым является межведомственный Приказ МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, Федеральной таможенной службы, СВР РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН РФ и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»[2]. Однако указанный приказ регламентирует лишь порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, а не использование их результатов в уголовном судопроизводстве. Для эффективного использования результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе расследования преступлений необходимо четко представлять себе требования, предъявляемые уголовно-процессуальным законодательством к доказательствам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном процессуальным законодательством, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Исходя из этого, содержанием доказательств выступают любые сведения, с помощью которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве по уголовному делу, при этом данные сведения должны быть получены в порядке, установленном УПК РФ.
Например, ч.2 ст.74 УПК РФ содержит перечень доказательств, используемых в уголовном судопроизводстве, закрепляя среди которых следующие: показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта и специалиста; вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы. В то же время, ст.75 УПК РФ определяет, что доказательства, полученные с нарушением требований закона, являются недопустимыми, не имеющими юридической силы и не способными быть положенными в основу обвинения и использованными для доказывания любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Допустимость — это соответствие доказательства требованиям уголовно-процессуального права, разрешенная законом возможность использования какого-либо источника доказательств[3]. т.е. наличие у него надлежащей процессуальной формы, соблюдение порядка его получения и вовлечения в уголовное дело. Судебная практика последовательно придерживается позиции признания доказательств недопустимыми, если при их собирании были нарушены права человека и гражданина, если собирание доказательств было произведено органом или лицом, не уполномоченным на соответствующее действие, либо в ходе действия, не предусмотренного уголовно-процессуальным законом[4].
Сравнение содержания понятий «результаты оперативно-розыскной деятельности» и «доказательства» позволяет сделать вывод о том, что они имеют принципиальные различия, заключающиеся в следующем:
а) доказательства должны быть получены уполномоченным должностным лицом (ч.1 ст.86 УПК РФ);
б) сбор доказательств осуществляется процессуальным путем (проведением следственных и иных процессуальных действий);
в) полученные доказательства, должны быть изобличены в процессуальную форму (указанную в ч.2 ст.74 УПК РФ);
г) доказательства должны быть получены из установленного источника.
В то же время, результаты ОРД могут быть получены как лицами, проводившими оперативно-розыскные мероприятия, так и их «подсобным» аппаратом, из источников, которые могут быть и не известны или не рассекречены в целях оперативно-розыскной деятельности. А говоря о процессуальной форме, необходимо иметь ввиду, что ее соблюдение практически не возможно в рамках оперативно-розыскной деятельности до возбуждения уголовного дела.
Указанные позиции находят свое отражение и в определениях Конституционного Суда РФ, отметившего, что и уголовно-процессуальные действия, и оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться лишь определенными субъектами при наличии специальных установленных законом оснований и условий; при этом проведение в связи с производством предварительного расследования по уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий не может подменять процессуальные действия, для осуществления которых уголовно-процессуальным законом установлена специальная процедура[5].
Таким образом, информация, полученная оперативным путем, принципиально отличается от доказательств по субъектам, ее получающим, методам осуществления оперативно-розыскных мероприятий, форме и источникам получения сведений, что порождает различные интерпретации в ее толковании, свидетельствуя об отсутствие единого правового механизма[6].
Представляется, что определенного «универсального» механизма, позволяющего преобразовать результаты оперативно-розыскных мероприятий в доказательства, не существует. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам зависит от вида и особенностей осуществления проводимого оперативно-розыскного мероприятия. В силу преимущественно негласного характера оперативно-розыскной деятельности большинство ее результатов не может отвечать требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законодательством к доказательствам, так как кроме «непроцессуального» способа их получения, они обладают недостаточной достоверностью с точки зрения уголовного процесса, как по возможности проверки, так и по наличию источника осведомленности.
Анализируя возможность интерпретации результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовный процесс, мы приходим к выводам, что такие данные могут быть использованы в доказывании по уголовному делу только при соблюдении следующих условий:
а) результаты оперативно-розыскных мероприятий должны указывать на обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст.73 УПК РФ (быть относимыми);
б) результаты оперативно-розыскной деятельности должны быть проверяемы путем выполнения следственных и процессуальных действий (известен источник);
в) результаты оперативно-розыскной деятельности должны быть доступны для надлежащего процессуального оформления (возможность преобразования в процессуальную форму).
Таким образом, результаты оперативно-розыскной деятельности должны содержать сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, содержать указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, в силу чего, могут быть использованы в качестве основы, на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства при соблюдении требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к их содержанию (относимости) и форме (допустимости).