Схема санитарно-гигиенического обследования больницы
1. Наименование больницы, адрес.
2. Год строительства, количество обслуживаемого населения.
3.Общее число коек: штатное, фактическое, распределение
коек по отделениям.
4.Расположение больницы.
5.Окружение: жилой квартал, зеленый массив, промышленные предприятия, улицы, загрязняющие воздух и производящие шум, роза ветров.
6.Характеристика местности: возвышенная, низменная, почва песчаная, глинистая, сырая, сухая, заболоченная, чистая, загрязненная.
7.Земельный участок больницы: площадь, % застройки, % зеленых насаждений, ширина зеленой зоны по периметру участка, между лечебными зданиями и хозяйственным двором, содержание двора, число въездов, использование больничного сада для прогулок больных.
8.Зонирование больничной территории.
9.Число лечебных корпусов, этажность, разрывы между корпусами или служебно-хозяйственными зданиями, между поликлиникой и служебно-хозяйственными зданиями, между лечебными зданиями и гаражом.
10.Водоснабжение, канализация, сбор и удаление твердых отбросов, система очистки сточных вод.
11 .Отопление: центральное, местное, тип и расположение нагревательных приборов в зданиях, исправность, достаточность, температура воздуха в основных помещениях, равномерность в течение суток.
12.Вентиляция: общая, местная, естественная, искусственная, исправность, кратность воздухообмена в основных помещениях, наличие форточек, фрамуг, режим проветривания.
□ .Освещение: ориентация, устройство и содержание окон, затемнение соседними зданиями, световой коэффициент и коэффициент естественного освещения в основных помещениях, источник света, тип светильников и их размещение, уровень искусственной освещенности.
14. Стены лечебных корпусов: материал, внутренняя отделка, состояние, наличие сырости, материалы и состояние полов.
15. Приемный покой: планировка, порядок приема больных.
16. Палатные отделения: высота, ширина, глубина палат, количество одно-, двух-, четырехместных палат.
17.Число палат в корпусе, отделении, средняя площадь и кубатура на одну койку.
18. Меблировка палат, сигнализация, радиофикация.
19. Коридоры: боковые, центральные, световые разрывы при центральных коридорах, ширина коридора, использование.
20.Операционный блок: изоляция от палат, планировка, сани- тарно-техническое благоустройство, санитарное состояние.
21. Перевязочная и манипуляционная: размещение, площадь.
22. Комната дневного пребывания больных и приема посетителей.
23. Столовая: размещение, количество посадочных мест.
24. Буфетная: размеры, оборудование, санитарное состояние, качество мойки посуды, раздача пищи.
25. Бельевые: режим смены белья, качество белья.
26. Санитарный узел: размещение, изоляция от палат, планировка, санитарное состояние, где и как производится мойка суден.
27. Помещения для дежурного персонала.
28. Содержание территории и помещений: режим уборки, применение дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизацион- ных средств.
29.3аболеваемость медицинского и вспомогательного персонала.
30. Дополнительные данные.
31. Гигиеническая оценка объекта.
32. Предложения по улучшению санитарно-гигиенического состояния.
33. Дата обследования и подпись.
Ситуационные задачи
I. Приемное отделение проектируемой по смешанной системе застройки многопрофильной больницы на 500 коек состоит из вестибюля, регистратуры, кабинета дежурного врача, туалетов для персонала и больных, помещения для хранения одежды больных и предметов уборки и помещения для санитарной обработки больных. Прием соматических больных (взрослых и детей) планируется в одном приемном покое. Выписывающиеся
пациенты уходят из больницы через общий ход с поступающими. Дать гигиеническую оценку планировке приемного отделения и предложить мероприятия по ее улучшению.
2. В проектируемой палатной секции имеются палаты для больных, комната дневного пребывания, застекленная веранда, кабинет врача, процедурная, перевязочная, коридор. Дать гигиеническую оценку планируемой палатной секции и предложить мероприятия по ее улучшению.
3. В палате для взрослых больных средняя температура воздуха в зимнее время 15 °С, относительная влажность - 85%, скорость движения воздуха - 0,4 м/с, световой коэффициент - 1/8, коэффициент естественной освещенности - 0,8%. Окна палаты ориентированы на север. Дать гигиеническую оценку микроклиматическим условиям и освещению в палате и предложить мероприятия по их улучшению.
ГЛАВА 10
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА_______
Труд является основой формирования и развития человека и создания материальных ценностей. Рационально организованный трудовой процесс оказывает благоприятное влияние на здоровье, физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование людей.
Труд характеризуется тяжестью и напряженностью. Тяжесть труда - это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, обеспечивающие его деятельность. Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу.
С учетом тяжести и напряженности различают физические и умственные формы труда. В физическом труде преобладает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, обеспечивающие его деятельность. В умственном труде основная нагрузка приходится на центральную нервную систему и органы чувств.
Все физические работы на основе общих энерготрат организма делят на три категории: легкие физические работы (1 категория), работы средней тяжести (II категория) и тяжелые физические работы (III категория) (табл. 10.1).
Таблица 10.1.Категории работ на основе энерюграт организма (из ГОСТ 12.1.0055-88)
|
Легкие работы 1а категории выполняются сидя и сопровождаются незначительным физическим напряжением. К 16 категории относят работы, выполняемые сидя, стоя, связанные с ходьбой, сопровождающиеся некоторым физическим напряжением.
Работы На категории связаны с постоянной ходьбой, перемещением тяжестей до 1 кг или требуют определенного физического напряжения. Для работ 116 категории характерна ходьба и перемещение тяжестей до 1-10 кг.
К III категории относятся работы, требующие больших физических усилий, связанные с постоянными передвижениями и переноской тяжестей свыше 10 кг.
Умственный труд включает работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, мышления и эмоций. По напряженности все работы делят на мало напряженные, умеренно напряженные, напряженные и очень напряженные. Труд медицинских работников и труд учащихся и студентов относится к умственному труду.
Для работников медицинского труда характерен контакт с больными, дефицит информации и времени на принятие решения, высокая ответственность за больного. Труд учащихся и студентов требует большого напряжения внимания и памяти, скорости восприятия, особенно в стрессовых ситуациях во время контрольных работ, зачетов и экзаменов.