Стратегическая пирамида организации: состав и особенности стратегий на различных организационных уровнях
В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях:
Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).
Деловая стратегия(конкурентная) (для каждого отдельного вида деятельности компании).
Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности).
Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию,
стратегии маркетинга,
финансов и т.д.
Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов).
На одноотраслевом предприятии существует только три уровня (отсутствует корпоративный курс).
Уровень стратегии | Ответственные лица | Мероприятия характерные для каждого уровня |
Корпоративная стратегия | Управляющий высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) | выявлении, создании или приобретении ключевых ресурсов и производственных возможностей и влечет за собой решения о том, в каких отраслях компания намерена конкурировать и как будут связаны между собой разные направления бизнеса. Корпоративная стратегия устанавливает порядок распределения ресурсов между разными направлениями бизнеса, и в силу этого возникает ясность, что следует делать, а от чего нужно отказаться |
Деловая стратегия (конкурентная) | Генеральные директора/ руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) | каким образом компания создает себе выгодное положение в отрасли, определение (явное или неявное) группы потребителей, на которых нацелена компания, и методов продвижения к ним товаров и услуг |
Функциональная стратегия | Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения) | Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения. маркетинговая стратегия, финансовая, производственная, технологическая и стратегия исследований и разработок |
Операционная стратегия | Руководители на местах (решения прин руководит функционал служб и др отделов) | Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения |
Анализ общего внешнего окружения (макроокружения) организации: задачи и порядок проведения.
PEST-анализ (STEP) — маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления полит, экон, соц и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Результаты в виде матрицы,
подлежащее - факторы макросреды,
сказуемое - сила их влияния, оцениваемая в баллах.
Результаты PEST позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Внешняя среда: Макросреду (правительство, экономика, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, природные факторы).
Микросреду (поставщики, покупатели, акционеры, конкуренты, кредиторы, профсоюзы).
PEST- макросреда: (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании?
(Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы бизнеса?
(S): в чем особенности социального, демографического, культурного свойства, которые должны учитываться в работе?
(Т): в какой степени бизнес зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли; какова доля функции НИОКР в деятельности предприятия?
Общая схема проведения PEST-анализа 1. Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия.
2. Оценивается значимость каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса.
3. Дается оценка степени влияния (как положительного, так и негативного) каждого фактора на стратегию предприятия.
4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной компании.