Основные определения систем качества
В настоящем разделе рассмотрим основные термины в области системного подхода к обеспечению качества и исключительно важные для понимания осуществляемой в рамках систем качества деятельности.
Организация – это группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений
Примером различных видов организаций являются компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
Менеджмент – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией
Обязанности по административному управлению качеством лежат на руководителях всех структурных подразделений, но управлять ими должно высшее руководство. При административном управлении качеством акцент делается на экономических аспектах.
Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.
Система– это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
Система менеджмента – это система для разработки политики и целей и достижения этих целей
Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды.
Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству
Система менеджмента качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.
Планирование качества – это часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества
Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программ качества и выработку мероприятий по улучшению качества.
Управление качеством – это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству
Управление качеством в трактовке стандартов ИСО включает деятельность, направленную как на управление процессами, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования в системе качества для достижения экономической эффективности.
Обеспечение качества – это часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены
Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечения качества на предприятии: внутреннее обеспечение создает уверенность у руководства, а внешнее — уверенность у потребителя и у других лиц, например, у органа по сертификации. Некоторые действия по обеспечению качества и управлению качеством взаимосвязаны. Это два разных вида деятельности, но две части одного целого. Нельзя обеспечивать качество, не управляя им, но нельзя и управлять качеством, не обеспечивая его. Понятие «обеспечение качества» приобрело характер полного и стабильного удовлетворения оговоренных требований потребителя к качеству и создание доверия к поставщику. Сегодня обеспечивать значит гарантировать качество.
Улучшение качества – это часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству
Сущностью улучшения является получение результатов в области качества, превышающих уже достигнутые. В концепции стандартов ИСО серии 9000 непрерывное улучшение качества является залогом постоянного повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Требования к качеству, о которых говорится в приведенных выше определениях, могут относиться к любым аспектам, таким, как результативность, эффективность и др.
Результативность– это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
Эффективность – это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
Процедура – это установленный способ осуществления деятельности или процесса
Процедуры могут быть документированными или недокументированными. Если процедура документирована, часто используется термин «письменная процедура» или «документированная процедура». Письменная или документальная процедура обычно включает: цели и область деятельности; что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; и каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.