Материальные ресурсы организации: понятие, состав, структура
Мат.ресурсы – потребляемые в процессе пр-ва предметы труда, к кот. относятся основн. и вспомогат. материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды.
Все мат. ресурсы делятся на сырьевые и топливно-энергетические. Сырьевые ресурсы – совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для пр-ва различной продукции. Сырьевые ресурсы:1)в зависимости от функций, которые выполняет в создании продукции – основн. и вспомогат. Основн. сырье – виды сырья, кот. составляют основу производимой продукции. Вспомогат. сырье – участвует в изготовлении продукции, не являясь ее производственной основой, а лишь придавая ей определенные св-ва.2)по характеру и размерам затрат труда – первичное и вторичное(отходы пр-ва) 3)по критерию происхождения – промышленным(получаемое в обрабатывающ. и добывающ. пром-ти) и с/х. с/х сырье – продукция отраслей с/х. 4)по характеру образования – мин-ое, орган-ое, химич-ое. 5)по степени воспроизводимости – воспроизводимые и невоспроизводимые.
Материалы –продукты труда, прошедшие одну или несколько стадий предварительной обработки и предназначенные для дальнейшей переработки в процессе изготовления готовой продукции. Классификация материалов аналогична классификации сырьевых ресурсов.
Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы. Потенциальные ТЭР – объем запасов всех видов топлива и энергии, кот.располагает страна в целом.Реальные ТЭР – совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны: 1)природные ТЭР – уголь, торф, прир. газ. 2)продукты переработки топлива – кокс, брикеты, неятепродукты. 3)вторичные энергетические ресурсы – топливные отходы, горячие газы, отработанный газ.
Обобщающие показат. – материалоемкость пр-ва и продукции, материалоотдача, показатели абсолют. и относит. изменения объема мат. затрат, интенсификации использования мат. ресурсов, показатели структуры потребления мат. ресурсов.
Единичные показат. – показат. полезного использования мат. ресурсов и показатели, характеризующ. долю отходов, потерь мат. ресурсов и степень вовлечения их в пр-во (коэф. извлечения полезного компонента из исходного сырья, коэф. выхода продукции из исходного материала, коэф. использования материала, коэф. раскроя и разл. расходные коэффициенты).
Материалоемкость пр-ва – характер. уровень и эфф. использования мат.ресурсов в целом по пр-ву, независимо от конкр. видов производимой продукции. Материалоотдача – показат., обратный материалоемкости, определяется делением ст-ти продукции к стоимости израсходованных материалов. Показывает сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
Коэффициенты извлечения продукта из исходного сырья - отношение объема фактически извлеченного продукта к объему этого продукта, содержащегося в исходном сырье.
Показатель выхода продукции из исходного сырья - отношение количества произведенной продукции к количеству израсходованного сырья.
Коэффициенты использования материала - характеризует степень использования материала на стадии изготовления продукции.
Коэффициенты раскроя -отношение площадей раскроенных заготовок к площади раскраиваемого материала (при раскрое тканей, кожи, листового металла и др.).
Расходный коэффициент— показат., обратный коэфф. использования и коэфф. раскроя, отношение нормы расхода материальных ресурсов к полезному их расходу.
Коэффициент отходов и потерь - показатели, характеризующие уровень образования отходов и потерь.
Нормирование материальных ресурсов – процесс определения мин. величины их расхода, достаточной для нормального протекания пр-го процесса. Нормирование расхода материалов - Установленные меры потребления материалов.
Классификация норм расхода: 1)по периоду действия – текущие, перспективные; 2)по масштабу применения – индивидуальные (на отд. виды продукции), групповые(изготавливаемые для группы изделий); 3)по степени детализации – нормы специализации, разрабатываемые с применением детализированных расчетов, сводные нормы, разрабатываемые с применением укрупненных методов расчета.
Направления рационального исп-я сырьевых и топливно-энергетических ресурсов:
1)улучшение структуры топливно-энергетического баланса 2)более качественная подготовка сырья 3)правильное хранение сырья и топлива 4)химизация производства 5)использование отходов производства 6)вторичное использование сырья 7)комплексное использование сырья
Ресурсосбережение - комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизн. цикла объектов и направленных на рац. использование и экономное расходование ТЭР. Энергосбережение - ограничение потребления различных видов энергии.
На материалоемкость продукции и эффек-ть материалопотребления оказывают влияние факторы: 1)внешние–гос.регулирование ресурсосбережения, конъюктура рынка, научно-техн. развитие, общеэкономические факторы. 2)внутренние – реакция на воздействие внешних факторов 3)технические(на стадии проектирования, влияют на уменьшение расхода материалов и повышение качества продукции) – снижение абс. и уд. массы изделия, повышения качества материалов, замена дорогостоящих материалов. 4)технологические(на стадии изготовления продукции обуславливая снижение отходов и потерь материалов)–внедрениенового оборудования,материалосберегающих технологий,совершенствование изготовления деталей,повышение уровня механизации. 5)организационные – совершенствование организации пр-ва,системы нормирования расхода матер.ресурсов, учета их фактического исп-я, системы обеспечения мат. ресурсами, контроля качества продукции, квалификация персонала. 6)экономические– эк.стимулирование работников, эк. ответственности за нерац. Исп-е мат. ресурсов, эк. состояние п/я. Переход к ресурсосберегающему воспр-ву требует рационализации исп-я ресурсов, структурной перестройки пр-ва с учетом реальных потребностей внутр.и внеш.рынков, внедрения достижений НТП, новейших методов упр-я, анализа и прогнозирования,гос.поддержки и регул-я ресурсосбережения при исп-ии законодательно установленных стимулов и санкций.
23. Система планирования деятельности организации.
Планирование-это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
--Цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;--Средства достижения цели;--Правила и сроки выполнения работ;--Исполнители плана по срокам и видам работ;-- Методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Планирование деятельности предприятия,в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов,может быть централизованным или децентрализованным.
Основным методом планирования является балансовый.Смысл его состоит в том,чтобы обеспечить равенство двух показателей.
Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.
Графические методы могут иметь различные формы:сетевой,линейный,который составляется в осях координат,где Х-время работы,У-вид работы.по такому же методу рассчитывается точко безубыточности предприятия,где Х-объем производства,У-стоимость продукции.
Сетевой метод применяется при планировании подгатовки производства новой продукции
Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов,где участвуют много исполнителей.
Экономико-математические модели в планировании применяются в различных модификациях.Смысл их состоит в том,что состовляется модель из ряда показателей и коэффициентов .Находится переменная планируемая величина (У),как зависимая от других факторов (Х).Например,линейная зависимость показателей выражается формулой
У=а0+а1х1+а2х2
Где У-потребление электроэнергии,кВт-час;
Х1-мощность технологического оборудования,кВт;
Х2-производственная программа,штук;
а0,а1,а2-коэффициенты,полученные расчетным путем по ретроспективным данным.[2, с. 196, абзац 2,3]
Перечисленные методы планирования различных аспектов функционирования фирмы являются своего рода инструментарием плановиков,специалистов и руководителей по определению целей развития и путей их достижения.
Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят в следующем:
--обеспечить финансовую устойчивость предприятия и рентапильность капитала более высокую,чем у конкурентов;--увеличить объем подаж и долю на рынке за счет высоко-конкурентной продукции,работ,услуг;--создать новые рабочие места для обеспечения социальной стабильности в стране и престижа государства в мировом сообществе.
Планирование деятельности предприятия базируется на следующих принципах:непрерывность,оптимальность,экономичность,стабильность,органи-ческое единство планов предприятия и его подразделений,выделение приоритетов,
По содержанию и фирме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.
1.С точки зрения обязательности плановых заданий-директивное и индикативное планирование.
2.В зависимости от срока,на который составляется план,и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (первпективное),среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование
3.По содержанию плановых решений выделяют стратегическое,тактическое,оперативно-календарное и бизнес-планирование.
4.В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования,охватывающие как главные,так и второстепенные аспекты этого процесса.[3, с. 148, абзац 2,9]
Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:
-с централизованными функциями планирования;
-с децентрализованными функциями планирования.
Создание систем планирования организации требует затрат.Но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.
Стратегическое планирование,как правило,ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субьекта.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся врешней и внутренней среды,порождающей неопределенность перспективы.В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения
Стратегическое планирование имеет свою технологию.Процесс сьретегического планирования включает следующие этапы:
-определение миссии предприятия;-формулирование целей и задач функционирования предприятия;-анализ и оценка внешней среды;
-анализ и оценка внутренней структуры предприятия;-разработка и анализ стратегических альтернатив;-выбор стратегии.
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
-оно должно дополняться текущим;
-стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы,которые проводятся ежегодно;
-годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;
-большинство западных компаний считает,что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован
Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия.
.Стратегическое планирование рассчитано на длительный период. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов.Если осноаная цель стратегического плана заключается в том,чтобы определить,чего хочет добиться предприятие в перспективе,то тактическое планирование должно ответить на вопрос,как предприятие может достичь такого состояния.