Классификация лесных материалов

Вырабатываемые из древесины разнообразные виды лесопродукции принято называть сортиментами. Они мо­гут быть классифицированы в разрезе пород по плот­ности, степени твердости в зависимости от размеров и наличия пороков, по назначению, а также степени и спо­собам обработки.

В разрезе пород лесные сортименты подразделяются на хвойные (из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра) и лиственные, в том числе твердолиственные (из дуба, бука, граба, ясеня) и мягколиствен­ные (из березы, осины, липы).

По плотности различают сортименты из пород с ма­лой плотностью (540 кг/м3 и менее: сосна, ель, пихта, кедр, тополь, липа), средней плотностью (550—740 кг/м3: лиственница, тис, береза, бук, вяз, клен, орех) и высо­кой плотностью (750 кг/м3 и более: граб, самшит, сакса­ул, кизил).

По степени твердости различают сортименты из мяг­ких пород (торцовая твердость до 40 МПа: сосна, ель, кедр, пихта, тополь, липа, осина), твердых пород (40— 80 МПа: лиственница, береза, бук, вяз, клен, ясень) и очень твердых пород (свыше 80 МПа: граб, кизил, сам­шит, тис).

В зависимости от размеров и наличия пороков сорти­менты подразделяются на деловые и дровяные (низкока­чественные), по назначению — для распиловки (пиловоч­ник), лущения и строгания, выработки целлюлозы и древесной массы, использования в круглом виде, химической переработки, экспортные, дровяная древесина для технологических нужд, дрова для отопления и пр.

По степени и способам обработки сортименты вы­пускают круглые, пиленые, лущеные, строганые, коло­тые, измельченные (щепа), из корневых и прикорневых частей деревьев, а также из коры.

Круглые лесоматериалы

Круглые лесоматериалы являются продукцией лесо­заготовительной промышленности. Они предназначены для распиловки, строгания, лущения, выработки целлю­лозы, древесной массы, продукции лесохимической пе­реработки и т. д. Они поставляются в виде хлыстов, бре­вен, кряжей и чураков. Древесные хлысты — это стволы дерева без корней и сучьев. При их поперечном делении (раскряжевке) получают бревна, кряжи (отрезки бре­вен) и чураки (отрезки кряжа).

Круглые лесоматериалы выпускаются длиной от 0,5 до 14 м и более, в зависимости от толщины — трех групп: мелкие (до 130 мм), средние (140—240 мм) и крупные (свыше 260 мм), а по качественным призна­кам — четырех сортов.

Толщина бревен и кряжей измеряется в тонком кон­це (верхнем отрезе) и определяется как средняя арифме­тическая его наибольшего и наименьшего диаметра.

Классификация лесных материалов - student2.ru .

Диаметры круглых деловых лесоматериалов изме­ряются без коры, дровяного долготья — вместе с корой.

Количество круглых лесоматериалов принято учиты­вать по объему. За единицу объема принимают 1 м3 плотной древесины (плотный кубический метр) или складочный кубический метр (складометр).

Плотный кубический метр — это количество древеси­ны, занимающее пространство 1х1х1 м. Складочный кубический метр в отличие от плотного включает все пустоты, имеющиеся между отдельными чураками или по­леньями.

Плотный объем отдельных бревен определяется по специальным таблицам. Определение объема в складоч­ной мере производится путем обмера штабеля по шири­не, высоте и длине и перемножения полученных данных.

Для перевода складочной меры в плотную используют коэффициент полнодревесности, представляющий собой количество плотной древесины, содержащееся в одном складочном кубическом метре, выраженное в долях еди­ницы или процентах.

Круглые лесоматериалы толщиной 130 мм и более или длиной свыше 2 м, а также спецсортименты и лесо­материалы из древесины ценных пород подлежат марки­ровке в пунктах раскряжевки хлыстов. Марка наносится на верхний торец водостойкими красками или атмосфе­ростойкими мелками и указывает назначение сортимен­та, сорт и толщину.

Назначение сортимента отражается буквами: А — для выработки авиационных пиломатериалов, P — для выра­ботки резонансных пиломатериалов; К — для выработки шпал и переводных брусьев железных дорог; Э — для вы­работки экспортных пиломатериалов и др. Лесоматериа­лы, предназначенные для машиностроения, строитель­ства, мебели и ряда других целей, буквенного знака в маркировке не имеют.

Следующая за буквой цифра обозначает сортность. Далее в маркировке проставляется цифра — знак диа­метра. Например, О — диаметр 20; 30; 40 см и т. д.; 2 — диаметр 22; 32; 42 см и т. д.

В ряде случаев на верхнем торце лесоматериалов про­ставляется черта, которой разделяют кондиционную и некондиционную части бревна по толщине или обозна­чают вершины бревен, обладающих большей величиной сбега.

Пиломатериалы

Пиломатериалы представляют собой сортименты, по­лучаемые продольной распиловкой бревен (пиловоч­ника).

По форме поперечного сечения различают пиломате­риалы, выпускаемые в виде пластин (две симметричные части бревна), четвертин (две симметричные части плас­тины), брусьев (пиломатериалы прямоугольного сечения, толщина и ширина которых менее 100 мм), досок (пило­материалы прямоугольного сечения, ширина которых больше двойной толщины), обапола или горбыля (бо­ковая часть бревна) и шпал.

По характеру обработки пиломатериалы подразделя­ют на обрезные (все четыре стороны пропилены), необрезные (пропилены только пласти) и односторонне об­резные (пропилены пласти и одна кромка). При этом пласть — продольная широкая сторона пиломатериала, ребро — линия пересечения кромки и пласти. Сохранив­шаяся на непропиленной кромке часть поверхности брев­на называется обзолом.

Качество пиломатериалов определяется наличием по­роков и дефектов обработки (обзол, кривизна, покороб­ленность, непараллельность пластей и кромок, чистота поверхности и др.).

В соответствии с действующими стандартами пилома­териалы выпускаются хвойных, лиственных пород, авиа­ционные, экспортные, обапол для крепления горных вы­работок, шпалы и др.

Пиломатериалы хвойных пород выпускаются длиной 1—6,5 м, толщиной 16—60 мм (доски), 40—250 мм (брус­ки и брусья) и шириной 80—520 мм. Доски и бруски из­готавливаются пяти сортов, а брусья — четырех.

Пиломатериалы лиственных пород выпускаются трех сортов, длиной 0,5—6,5 м, толщиной 13—100 мм, шири­ной 60—200 мм.

Авиационные пиломатериалы используются для изго­товления деталей и заготовок в самолетостроении. Они поставляются в виде брусков и досок. К ним предъявля­ются повышенные требования по наличию пороков, де­фектов обработки, макроструктуре и физико-механичес­ким показателям.

Экспортные пиломатериалы предназначены для по­ставки в капиталистические страны Европы и Азии (пи­ломатериалы «северной сортировки»), на средиземно­морский и южный рынки (пиломатериалы «черноморс­кой сортировки») и в социалистические страны.

По качеству древесины и ее обработке экспортные пиломатериалы вырабатываются пяти сортов. Обычно их сортируют на три группы: бессортные (включающие 1, 2 и 3-й сорта), 4 и 5-й сорта.

Поставка экспортных пиломатериалов осуществляет­ся по согласованным с потребителем спецификациям — стокнотам.

Обапол выпускается для крепления горных вырабо­ток дощатый (одна сторона пропилена полностью, а дру­гая — не менее чем до половины длины) и горбыльный (пропилена только одна сторона) длиной 0,8—2,75 м, толщиной 16—35 мм, шириной 90—200 мм. Он применяется для затяжки кровли и боковых горных пород в шах­тах. На сорта обапол не разделяется.

Таблица 14. Маркировка пиломатериалов

Сорт Нанесение маркировки
краской или отбойным клеймом мелом или штемпелем
Отборный
. или I І
.. » II II
... » III III
Толщиной 25 мм и более +, » менее 25 мм = IV

Шпалы выпускаются для железных дорог широкой и узкой колеи, а также для метрополитена.

Шпалы для железных дорог широкой колеи изготав­ливают типов I — для главных путей, II — для станцион­ных и подъездных путей и III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий, видов А — обрезные (пропиленные со всех четырех сторон) и Б — необрезные (пропилены только пласти) длиной 2750 мм, I- и ІІ-го сорта.

Шпалы для железных дорог узкой колеи выпускают­ся двух видов (обрезные и необрезные) и трех типов (в зависимости о г размеров поперечного сечения), дли­ной 1200, 1500 и 1700 мм.

Шпалы для метрополитена изготавливают только об­резные толщиной 165 мм, шириной верхней пласти 165 мм, нижней пласти — 250 мм, длиной 2650 мм.

Маркировке подлежат пиломатериалы длиной более 1 м. Марка наносится на одном из торцов отбойным клеймом, водостойкой краской, мелом или штемпелем (табл. 14).

При маркировке пиломатериалов для судостроения отборного и I сорта рядом со знаком сортности простав­ляется буква С.

Экспортные пиломатериалы маркируют на обоих тор­цах несмываемой краской. Маркировочный знак содер­жит наименование отправителя (всесоюзного объедине­ния «Экспортлес») — E, условное обозначение сорта — одна или две пятиконечные звезды (соответственно для IV-го сорта или бессортных пиломатериалов) и назва­ние порта отгрузки пиломатериалов.

Маркировка шпал производится нанесением на один из торцов трафаретом, отбойным клеймом или водостой­кой краской их марки и сорта (шпалы для железных до­рог узкой колеи), буква M (шпалы для метрополи­тена).

К продукции лесопиления относятся также различ­ные виды деревянных заготовок, которые выпускаются для деталей в строительстве, железнодорожных вагонов, мебели (ЧМЗ — черновые мебельные заготовки), сель­скохозяйственных и грузовых машин, судостроения, пар­кетных покрытий (фриза), музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, текстильной и обувной промыш­ленности, изготовления тары и др.

Наши рекомендации