Классификация лесных материалов
Вырабатываемые из древесины разнообразные виды лесопродукции принято называть сортиментами. Они могут быть классифицированы в разрезе пород по плотности, степени твердости в зависимости от размеров и наличия пороков, по назначению, а также степени и способам обработки.
В разрезе пород лесные сортименты подразделяются на хвойные (из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра) и лиственные, в том числе твердолиственные (из дуба, бука, граба, ясеня) и мягколиственные (из березы, осины, липы).
По плотности различают сортименты из пород с малой плотностью (540 кг/м3 и менее: сосна, ель, пихта, кедр, тополь, липа), средней плотностью (550—740 кг/м3: лиственница, тис, береза, бук, вяз, клен, орех) и высокой плотностью (750 кг/м3 и более: граб, самшит, саксаул, кизил).
По степени твердости различают сортименты из мягких пород (торцовая твердость до 40 МПа: сосна, ель, кедр, пихта, тополь, липа, осина), твердых пород (40— 80 МПа: лиственница, береза, бук, вяз, клен, ясень) и очень твердых пород (свыше 80 МПа: граб, кизил, самшит, тис).
В зависимости от размеров и наличия пороков сортименты подразделяются на деловые и дровяные (низкокачественные), по назначению — для распиловки (пиловочник), лущения и строгания, выработки целлюлозы и древесной массы, использования в круглом виде, химической переработки, экспортные, дровяная древесина для технологических нужд, дрова для отопления и пр.
По степени и способам обработки сортименты выпускают круглые, пиленые, лущеные, строганые, колотые, измельченные (щепа), из корневых и прикорневых частей деревьев, а также из коры.
Круглые лесоматериалы
Круглые лесоматериалы являются продукцией лесозаготовительной промышленности. Они предназначены для распиловки, строгания, лущения, выработки целлюлозы, древесной массы, продукции лесохимической переработки и т. д. Они поставляются в виде хлыстов, бревен, кряжей и чураков. Древесные хлысты — это стволы дерева без корней и сучьев. При их поперечном делении (раскряжевке) получают бревна, кряжи (отрезки бревен) и чураки (отрезки кряжа).
Круглые лесоматериалы выпускаются длиной от 0,5 до 14 м и более, в зависимости от толщины — трех групп: мелкие (до 130 мм), средние (140—240 мм) и крупные (свыше 260 мм), а по качественным признакам — четырех сортов.
Толщина бревен и кряжей измеряется в тонком конце (верхнем отрезе) и определяется как средняя арифметическая его наибольшего и наименьшего диаметра.
.
Диаметры круглых деловых лесоматериалов измеряются без коры, дровяного долготья — вместе с корой.
Количество круглых лесоматериалов принято учитывать по объему. За единицу объема принимают 1 м3 плотной древесины (плотный кубический метр) или складочный кубический метр (складометр).
Плотный кубический метр — это количество древесины, занимающее пространство 1х1х1 м. Складочный кубический метр в отличие от плотного включает все пустоты, имеющиеся между отдельными чураками или поленьями.
Плотный объем отдельных бревен определяется по специальным таблицам. Определение объема в складочной мере производится путем обмера штабеля по ширине, высоте и длине и перемножения полученных данных.
Для перевода складочной меры в плотную используют коэффициент полнодревесности, представляющий собой количество плотной древесины, содержащееся в одном складочном кубическом метре, выраженное в долях единицы или процентах.
Круглые лесоматериалы толщиной 130 мм и более или длиной свыше 2 м, а также спецсортименты и лесоматериалы из древесины ценных пород подлежат маркировке в пунктах раскряжевки хлыстов. Марка наносится на верхний торец водостойкими красками или атмосферостойкими мелками и указывает назначение сортимента, сорт и толщину.
Назначение сортимента отражается буквами: А — для выработки авиационных пиломатериалов, P — для выработки резонансных пиломатериалов; К — для выработки шпал и переводных брусьев железных дорог; Э — для выработки экспортных пиломатериалов и др. Лесоматериалы, предназначенные для машиностроения, строительства, мебели и ряда других целей, буквенного знака в маркировке не имеют.
Следующая за буквой цифра обозначает сортность. Далее в маркировке проставляется цифра — знак диаметра. Например, О — диаметр 20; 30; 40 см и т. д.; 2 — диаметр 22; 32; 42 см и т. д.
В ряде случаев на верхнем торце лесоматериалов проставляется черта, которой разделяют кондиционную и некондиционную части бревна по толщине или обозначают вершины бревен, обладающих большей величиной сбега.
Пиломатериалы
Пиломатериалы представляют собой сортименты, получаемые продольной распиловкой бревен (пиловочника).
По форме поперечного сечения различают пиломатериалы, выпускаемые в виде пластин (две симметричные части бревна), четвертин (две симметричные части пластины), брусьев (пиломатериалы прямоугольного сечения, толщина и ширина которых менее 100 мм), досок (пиломатериалы прямоугольного сечения, ширина которых больше двойной толщины), обапола или горбыля (боковая часть бревна) и шпал.
По характеру обработки пиломатериалы подразделяют на обрезные (все четыре стороны пропилены), необрезные (пропилены только пласти) и односторонне обрезные (пропилены пласти и одна кромка). При этом пласть — продольная широкая сторона пиломатериала, ребро — линия пересечения кромки и пласти. Сохранившаяся на непропиленной кромке часть поверхности бревна называется обзолом.
Качество пиломатериалов определяется наличием пороков и дефектов обработки (обзол, кривизна, покоробленность, непараллельность пластей и кромок, чистота поверхности и др.).
В соответствии с действующими стандартами пиломатериалы выпускаются хвойных, лиственных пород, авиационные, экспортные, обапол для крепления горных выработок, шпалы и др.
Пиломатериалы хвойных пород выпускаются длиной 1—6,5 м, толщиной 16—60 мм (доски), 40—250 мм (бруски и брусья) и шириной 80—520 мм. Доски и бруски изготавливаются пяти сортов, а брусья — четырех.
Пиломатериалы лиственных пород выпускаются трех сортов, длиной 0,5—6,5 м, толщиной 13—100 мм, шириной 60—200 мм.
Авиационные пиломатериалы используются для изготовления деталей и заготовок в самолетостроении. Они поставляются в виде брусков и досок. К ним предъявляются повышенные требования по наличию пороков, дефектов обработки, макроструктуре и физико-механическим показателям.
Экспортные пиломатериалы предназначены для поставки в капиталистические страны Европы и Азии (пиломатериалы «северной сортировки»), на средиземноморский и южный рынки (пиломатериалы «черноморской сортировки») и в социалистические страны.
По качеству древесины и ее обработке экспортные пиломатериалы вырабатываются пяти сортов. Обычно их сортируют на три группы: бессортные (включающие 1, 2 и 3-й сорта), 4 и 5-й сорта.
Поставка экспортных пиломатериалов осуществляется по согласованным с потребителем спецификациям — стокнотам.
Обапол выпускается для крепления горных выработок дощатый (одна сторона пропилена полностью, а другая — не менее чем до половины длины) и горбыльный (пропилена только одна сторона) длиной 0,8—2,75 м, толщиной 16—35 мм, шириной 90—200 мм. Он применяется для затяжки кровли и боковых горных пород в шахтах. На сорта обапол не разделяется.
Таблица 14. Маркировка пиломатериалов
Сорт | Нанесение маркировки | |
краской или отбойным клеймом | мелом или штемпелем | |
Отборный | — | |
. или I | І | |
.. » II | II | |
... » III | III | |
Толщиной 25 мм и более +, » менее 25 мм = | IV |
Шпалы выпускаются для железных дорог широкой и узкой колеи, а также для метрополитена.
Шпалы для железных дорог широкой колеи изготавливают типов I — для главных путей, II — для станционных и подъездных путей и III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий, видов А — обрезные (пропиленные со всех четырех сторон) и Б — необрезные (пропилены только пласти) длиной 2750 мм, I- и ІІ-го сорта.
Шпалы для железных дорог узкой колеи выпускаются двух видов (обрезные и необрезные) и трех типов (в зависимости о г размеров поперечного сечения), длиной 1200, 1500 и 1700 мм.
Шпалы для метрополитена изготавливают только обрезные толщиной 165 мм, шириной верхней пласти 165 мм, нижней пласти — 250 мм, длиной 2650 мм.
Маркировке подлежат пиломатериалы длиной более 1 м. Марка наносится на одном из торцов отбойным клеймом, водостойкой краской, мелом или штемпелем (табл. 14).
При маркировке пиломатериалов для судостроения отборного и I сорта рядом со знаком сортности проставляется буква С.
Экспортные пиломатериалы маркируют на обоих торцах несмываемой краской. Маркировочный знак содержит наименование отправителя (всесоюзного объединения «Экспортлес») — E, условное обозначение сорта — одна или две пятиконечные звезды (соответственно для IV-го сорта или бессортных пиломатериалов) и название порта отгрузки пиломатериалов.
Маркировка шпал производится нанесением на один из торцов трафаретом, отбойным клеймом или водостойкой краской их марки и сорта (шпалы для железных дорог узкой колеи), буква M (шпалы для метрополитена).
К продукции лесопиления относятся также различные виды деревянных заготовок, которые выпускаются для деталей в строительстве, железнодорожных вагонов, мебели (ЧМЗ — черновые мебельные заготовки), сельскохозяйственных и грузовых машин, судостроения, паркетных покрытий (фриза), музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, текстильной и обувной промышленности, изготовления тары и др.