Основные функции рынка и его виды. Инфраструктура рынка
Понятие рынка и его характерные признаки.
Рынок — сложное экономическое понятие, предполагающие взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате, которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг.
Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через свободное предпринимательство, рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения.
В настоящее время к покупателямможно отнести потребителей, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, с помощью которых они производят товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и также продавцы ресурсов (капитала, земли), которые сдают в аренду или продают их.
Взаимодействуя, покупатели и продавцы образуют рынок, который представляет собой развитую форму обмена товарами.
Выделяют пять основных признаков свободного рынка.
1. Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничено.
2. Существование на рынке значительного числа производителей товаров определяет незначительное влияние на общую рыночную цену цены каждого индивидуального производителя.
3. На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, людских и финансовых ресурсов.
4. Все участники рынка имеют полный объем рыночной информации: о предложении, спросе и ценах.
5. На свободном рынке исключены любые привилегии для каких-либо групп продавцов или покупателей.
Основные функции рынка и его виды. Инфраструктура рынка.
Рынок выполняет в экономике очень важные функции, которые, будучи доверены людям (правительству, организациям, учреждениям и т. д.), выполнялись бы не лучшим образом. Перечислим важнейшие из них:
1) связующая. В рыночной экономике свободные производители и потребители устанавливают друг с другом множество связей как по горизонтали, так и по вертикали; взаимодействуя и входя в зависимость друг от друга, связывают множество независимых и самостоятельных производств и территорий в единый народно-хозяйственный комплекс;
2) ценообразующая. В процессе взаимодействия покупателей (предъявителей спроса на рынке) и продавцов (формирующих рыночное предложение) на рынке устанавливается единая рыночная (равновесная) цена и рыночный объем продаж;
3) информационная. Через инфраструктуру рынка (реклама, биржи, средства массовой информации и т. д.) как производители, так и потребители получают относительно свободный и равный доступ к относительно объективной информации о спросе, предложении и ценах на товары;
4) регулирующая. Через уровень и колебания цен на товары и услуги владельцы капиталов и других ресурсов на рынке получают информацию и стимулы для передвижения факторов производства между отраслями и территориями, формируя структуру экономики в соответствии со структурой потребностей;
5) оценочная. Через получение прибыли, ее увеличение или уменьшение рынок выставляет оценку миллионам действующих рыночных агентов. Эта оценка объективна и беспристрастна, оспаривать ее не у кого, можно лишь изменить собственную деятельность;
6) стимулирующая. Эта функция рынка наиболее привлекательна для потребителя, выполняя ее, рынок ставит его в привилегированное положение. Ради его денег на рынке идет жестокая конкуренция, и через ее механизм рынок стимулирует производителя к таким общественно полезным целям, как снижение затрат на производство, строгая экономия ресурсов, внедрение новейших технологий и достижений НТП, предложение все новых товаров и услуг, постоянное улучшение сервиса и качества товара;
7) санирующая. Через механизм банкротства рынок удаляет тех, кто не справился и не выжил в постоянной борьбе.
Выделяют следующие виды рынков:
1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.
2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.
3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.
4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.
5. Рынок средств производства - продажа средств производства.
6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.
7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.
8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.
9. Рынок инноваций - на нем ведется торговля техническими и экономическими изобретениями.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
рыночная инфраструктура – это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков. В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность.
Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и другие.