Изучение структуры парка автомобилей
Введение
Тематика курсового проекта:
Курсовой проект по дисциплине «Проектирование процесса оказания услуг в автосервисе», посвящен разработке проекта АСП, включающего технологический расчет, исследовательскую часть.
Тема: «Проект СЦ по обслуживанию автовладельцев Московского района СПБ . Разработка услуги по улучшению динамических характеристик автомобилей».
Формирование рынка автосервисных услуг зависит от многих факторов:
¾ парка автомобилей, находящихся в личном пользовании и собственности граждан. Его общая численность и структурные характеристики — распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния;
¾ уровня организации автотехобслуживания — количества станций технического обслуживания и других предприятий отрасли, их производственных возможностей, номенклатуры и комплексности производственных работ; времени обслуживания клиента, зависящего от пропускной способности постов по каждому виду технического обслуживания и ремонта; резервов запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи); уровня качества производимых работ, а также ряда экономических показателей;
¾ состояния дорожной сети, протяженности и плотности автомобильных дорог и их состояния, интенсивности дорожного движения, сервиса автомобильных дорог;
¾ комплекса социальных условий — демографической характеристики населения, структуры занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификации владельцев автомобилей как водителей, уровня их технического образования, навыков, склонности к самостоятельному обслуживанию собственных автомобилей, транспортной подвижности населения, соблюдения экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.
Анализ рынка автосервесных услуг
Изучение структуры парка автомобилей
При анализе структуры автомобильного парка осуществляется сбор данных о наличии автомобилей принадлежащих населению исследуемого муниципального образования по маркам, году выпуска их среднему годовому пробегу. Эти данные являются исходными для определения свободной доли рынка автосервисных услуг по ТО и ТР.
Число легковых автомобилей N’, принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта), с учетом развития парка рассчитывается исходя из количества автомобилей на 1000 жителей, т.е.
N’ = А · n / 1000 (1.1)
где N’– число легковых автомобилей, принадлежащих населению;
А – численность населения;
п – число автомобилей на 1000 жителей (для СПб по состоянию на 2015 принимается 400 автомобилей; для небольших городов – от 280 до 370 автомобилей).
N’ =90000*(350/1000)=38700
Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц, т.е. не все автомобили, которым необходимо ТО и ТР, заезжают в СЦ, а только часть из них. С учетом этих общая емкость рынка автосервисных услуг составит
Ncц=N’*(1- кс/о)(1.2)
гдекс/о – коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами СЦ. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.
Полученные данные занесены в таблицу 1, заполняя первую её часть. Проанализировав структуру автомобильного парка муниципального образования, где предполагается оказание автосервисных услуг, следует выполнить анализ
деятельности ближайшихконкурентов. Полученные результаты, необходимые для определения свободной доли рынка, затем также занесены в таблицу 1 ,вторую её часть.
Исследуемая область ограничена Фрунзенским и Красносельским районами.
Число населения в данном районе 90000 человек, число автомобилей на 1000 человек 430 штук.
Таблица 1
Марка автомобилей | Год выпуска автомобилей | Количество автомобилей | Ёмкость рынка, шт | Кол-во автомобилей обслужи-ваемых конкурен-тами, шт | Свободная доля рынка, шт. N | |||||
% | шт. | Годовой пробег автомобилей, км LГ | Коэффициент самообслуживания кс/о | Удельная трудоёмкость чел-час/1000км tТОиТР | Годовой объем | |||||
Honda | 1996-2012 | 857,5 | 0,13 | 3,3 | ||||||
Audi | 1987-2012 | 857,5 | 0,22 | 3,3 | ||||||
BMW | 1990-2012 | 0,17 | 3,3 | |||||||
Ford | 1991-2012 | 1102,5 | 0,2 | 3,3 | ||||||
Mercedes-Benz | 1990-2012 | 612,5 | 0,13 | 3,3 | ||||||
Mitsubishi | 1991-2012 | 857,5 | 0,19 | 2,8 | ||||||
Opel | 1990-2012 | 0,2 | 2,8 | |||||||
Toyota | 1992-2012 | 0,17 | 2,8 | |||||||
Volkswagen | 1994-2012 | 857,5 | 0,16 | 3,3 | ||||||
Отечественные авто | 1970-2012 | 2572,5 | 0,45 | 2,8 | ||||||
BYD, Chery | 2000-2012 | 0,14 | 2,8 | |||||||
Renault | 1991-2012 | 1102,5 | 0,22 | 2,8 | ||||||
Другие | 1976-2012 | 0,1 | 2,8 | |||||||
Итого |
1.2 Анализ конкурентов
Важной особенностью изучения конкурентов является детальный анализ их деятельности с целью выявления их слабых и сильных сторон. Чем большее количество конкурентообразующих характеристик будет проанализировано, тем больше вероятность выявления специфических особенностей конкурентов и, соответственно, прогнозирование конкурентных преимуществ проектируемого АСП.
К примеру, в обязательном порядке необходимо обратить внимание на следующее:
¾ месторасположение СЦ;
¾ ценообразование;
¾ ассортимент услуг и запчастей в наличии;
¾ технологическая оснастка СЦ;
¾ срок исполнения услуг и доставки запчастей на заказ;
¾ уровень технологии обслуживания клиента (культура обслуживания);
¾ уровень технологии управления запасами;
¾ квалификация персонала;
¾ качество обслуживания и ремонта;
¾ имидж;
¾ режим работы;
¾ правовая защита клиентов и реакция со стороны СЦ на претензии.
После систематизации и анализа полученных данных формируем соответствующие таблицы 2 и таблицу 3.
Таблица 2 Количество машин обслуживаемая конкурентами
Название и адрес сервисного центра | Марки обслуживаемых автомобилей | Количество обслуживаемых автомобилей | |
СТО "Пульс" ул.Республиканская д. 2 | Honda | ||
Audi | |||
BMW | |||
Ford | |||
Mercedes-Benz | |||
Mitsubishi | |||
Opel | |||
Toyota | |||
Volkswagen | |||
Отечественные | |||
Cherry | |||
Renault | |||
Итого |
Продолжение таблицы 2
Bosh автосервис ул.Пограничная д.6 | Honda | |
Audi | ||
BMW | ||
Ford | ||
Mercedes-Benz | ||
Mitsubishi | ||
Opel | ||
Toyota | ||
Volkswagen | ||
Отечественные | ||
Cherry | ||
Renault | ||
Итого |
В таблице выше также представлена доля автомобилей обслуживаемая конкурентными СЦ. Данные заносятся в таблицу 1.
Таблица 3 Показатели обслуживания конкурентов
Конкурентообразующие характеристики | СТО"Bosh" | СТО"Пульс" |
Цена за работу и её восприятие | Средний | Высокий |
Время работы СЦ | 10.00-21.00 | 9.00-21.00 |
Уровень технологии ТО и ТР | Средний | Высокий |
Уровень технологии работы с клиентом | Высокий | Выше среднего |
Уровень технологии управления запасами | Высокий | Высокий |
Культура обслуживания клиентов | Средний | Высокий |
Квалификация кадров | Выше среднего | Высокий |
Сервисные характеристики кадров СЦ | Средний | Выше среднего |
Продолжение таблицы 3
Качество обслуживания и ремонт | Высокий | Высокий |
Эстетика СЦ и производства | Выше среднего | Высокий |
Продолжительность выполнения работ по сравнению с конкурентами | Высокий | Высокий |
Спектр предостовляемых услуг | Широкий | Широкий |
Имидж СЦ | Выше среднего | Выше среднего |
Качество используемых запчастей | Высокий | Высокий |