Изучение структуры парка автомобилей
По данным ГИБДД (на начало 2014 г.) в Московском округе г. Калуга 38920 легковых автомобилей, принадлежащих частным и юридическим лицам. Структура легкового парка автомобилей Московского округа г. Калуга по марке представлена в таблице 1.1. Выполняя анализ структуры автомобильного парка, зарегистрированного в Московском округе, можно сделать вывод о том, что отечественные марки автомобилей начинают уступать иностранным торговым маркам, таким как Ford, Volksvagen, Chevrolet, Renault, Audi, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Nissan, Mazda и др. Таким образом, легковой парк автомобилей Московского округа г. Калуга состоит из 17549 автомобиля отечественного производства (45%) и 21371 автомобилей или 55% иностранного производства, количество которых каждый год растет (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Группировка парка легковых автомобилей
Московского округа г. Калуга по принадлежности
к отечественным и импортным производителям
Лидирующую позицию среди автомобилей иностранного производства в целом по округу занимает группа «Европейские», парк этих автомобилей состоит из 7815 машины. На втором месте со значительным отставанием от
лидера находится парк японских автомобилей, c общим количеством 4416 машин. На третьем месте корейские автомобили с количеством 2033 машин. Группировка парка автомобилей по принадлежности к странам на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Группировка парка легковых автомобилей
Московского округа г. Калуга по принадлежности к странам
Таблица 1.1 - Структуры парка автомобилей и рынка автосервисных услуг
Московского округа г. Калуги
Марка автомобилей | Год выпуска автомобилей | Количество автомобилей N’ | Годовой пробег автомобилей, LГ, км. | Коэффициент самообслужи-вания, кс/о | Ёмкость рынка, Nоб, шт. | Кол-во автомобилей обслужи-ваемых конкурен-тами, N´ шт. | Свободная доля рынка,Nсв шт. | Удельная трудоемкость ТО и Р автомобилей, чел.-час/1000 км tТОиТР | Годовой объем работ по свободной доле рынка, чел.-час | ||
% | шт | ||||||||||
Honda | 1995-2014 | 2,7 | 0,08 | 3,3 | 19753,62 | ||||||
Mitsubishi | 1991-2014 | 2,6 | 0,1 | 2,8 | 19702,19 | ||||||
Toyota | 1992-2014 | 2,4 | 0,1 | 2,8 | 12074,20 | ||||||
Mazda | 1992-2014 | 2,2 | 0,1 | 3,3 | 8461,06 | ||||||
Hyundai | 2000-2014 | 2,7 | 0,1 | 2,8 | 1238,37 | ||||||
Kia | 2001-2013 | 3,4 | 0,04 | 3,3 | 19322,19 | ||||||
Китайские | 1998-2014 | 2,4 | 0,04 | 2,8 | 10633,82 | ||||||
Opel | 1990-2014 | 3,2 | 0,05 | 2,8 | 21038,41 | ||||||
Mercedes | 1990-2014 | 2,9 | 0,12 | 2,8 | 18360,14 | ||||||
Audi | 1987-2014 | 2,2 | 0,12 | 3,3 | 19427,56 | ||||||
BMW | 1987-2013 | 3,1 | 0,15 | 3,3 | 35190,59 | ||||||
Volkswagen | 1994-2014 | 2,2 | 0,15 | 3,3 | 15673,16 | ||||||
Nisasn | 1992-2014 | 3,4 | 0,09 | 3,3 | 14010,70 | ||||||
Chevrolet | 1991-2014 | 3,9 | 0,1 | 2,8 | 20712,29 | ||||||
Renault | 2001-2014 | 4,6 | 0,05 | 2,8 | 12413,26 | ||||||
Ford | 1991-2014 | 3,9 | 0,1 | 3,3 | 12350,40 | ||||||
Прочие иномарки | 1980-2014 | 0,3 | 2,8 | 7362,73 | |||||||
ВАЗ | 1979-2014 | 26,8 | 0,45 | 2,8 | 24037,16 | ||||||
ГАЗ | 1979-2014 | 8,2 | 0,45 | 3,3 | 23499,81 | ||||||
Прочие российские | 1970-2014 | 0,5 | 2,8 | 10513,58 | |||||||
Итого | 325775,23 | ||||||||||
В городской черте Калуги построен технопарк «Грабцево», главным резидентом которого является автомобильный завод «Volkswagen». Кроме того, в пригороде (п. Росва) построен автомобильный завод французской компании «PSA Peugeot Citroën» совместно с японской компанией «Mitsubishi Motors». В Московском округе за последние годы резко увеличилось количество иномарок данных производителей. Группировка парка автомобилей по маркам приведена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Структура легкового парка автомобилей
Московского округа г. Калуги по маркам
Анализ данных таблицы 1.1. показал, что произошло весомое изменение структуры автомобильного парка с тенденцией к омоложению, что вызвано государственным регулированием в области таможенного законодательства и выполнению программы утилизации автомобилей с возрастом более 10 лет.
Из данных таблицы видим, что изменения по показателю «до 5 лет» составило 5,3 % в сторону увеличения. По показателю «5-10 лет» изменения составили 12,6 % в сторону увеличения. Это говорит о положительной тенденции изменения в возрастной структуре автомобильного парка в Московском округе. Не менее важным является сокращение показателя «старше 10 лет» на 17,9 %. Это говорит об эффективности программы утилизации, действующей на территории РФ.
Таблица 1.2 - Возрастной состав автомобильного парка Московского округа
г. Калуги за 2011-2014 гг.
Годы | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Изменения 2014 к 2011 г. (+,-), % | |
до 5 лет | 21,5% | 23,6% | 24,3% | 26,8% | +5,3 |
5-10 лет | 39,8% | 45,6% | 49,3% | 52,4% | +12,6 |
старше 10 лет | 38,7% | 30,8% | 26,4% | 20,8% | -17,9 |
Наглядно динамику изменения возрастного состава автомобильного парка рассмотрим на рисунке 1.5.
Рисунок 1.4 - Возрастной состав автомобильного парка
Московского округа г. Калуги
Рисунок 1.5 - Возрастной состав автомобильного парка
Московского округа г. Калуги за 2011-2014 гг.
Изучив структуру автомобильного парка интенсивность эксплуатации автомобилей представим на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 - Интенсивность эксплуатации автомобилей
в Московском округе г. Калуги
В Московском округе г. Калуга основная часть владельцев автомобилей иностранного производства выполняют автосервисные работы в сервисных предприятиях, отечественного производства чаще наоборот. Для определения свободной доли рынка вычитаем из общей емкости рынка автомобилей NСЦ то количество автомобилей, которое обслуживается конкурентами
Nоб = N’· (1- кс/о )(1.2)
где кс/о – коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами СЦ. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей коэффициент самообслуживания составляет кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.
Например для автомобилей Nissan:
Nоб=1192(1-0,09) = 1084 шт.
Расчеты для автомобилей Московского округа г. Калуги приведены в таблице 1.1.
Вывод: На основании анализа структуры парка легковых автомобилей Московского округа г. Калуги, можно сделать вывод, что из свободной доли рынка можно выбирать для обслуживания в проектируемом СЦ марки автомобилей российского иностранного производства таких как Renault, Nissan и Toyota что позволит полностью загрузить СЦ в течение года.