Нормативно-правовая база. Режим труда и отдыха
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека. Они определяются применяемым оборудованием, технологией, предметами и продуктами труда, системой защиты рабочих, обслуживанием рабочих мест и внешними факторами, зависящими от состояния производственных помещений, создающими определенный микроклимат. Таким образом, исходя из характера выполняемых работ, условия труда специфичны как для каждого производства, цеха и участка, так и для каждого рабочего места.
Условия труда - это сложное объективное явление, характеризующее среду протекания трудового процесса, формирующееся под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера и влияющее на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, а, следовательно, на эффективность труда и другие экономические результаты деятельности.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относится обеспечение права каждого на справедливые условия труда.
Глава 36 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) содержит нормы об обеспечении права работников на охрану труда. Она предусматривает в ст. 219 ТК РФ право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; в ст. 220 ТК РФ закреплены общие гарантии права работников на охрану труда, а в ст. 224 ТК РФ - дополнительные гарантии этого права для некоторых категорий работников.
Реализация конституционного права на труд в условиях, отвечающих правилам безопасности и гигиены, заключается в том, что, конкретизируя данное право в ст. 219 ТК, государство одновременно определяет его гарантии и возлагает на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает согласно ст. 419 ТК необходимость государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.
Очень важным является право работника на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Это право работников обеспечивается гарантиями государства на защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 220 ТК).
В связи с этим важно, что Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность отказа работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда. При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 220 ТК такой отказ, а также отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Если в подобных ситуациях предоставление работнику другой работы невозможно, то представляется, что время простоя работника должно оплачиваться в соответствии со ст. 157 ТК как простой не по его вине.
Работник имеет право на обеспечение бесплатно за счет работодателя средствами индивидуальной и коллективной защиты по нормам и срокам использования, предусмотренным трудовым законодательством, причем эти средства должны быть надлежащего качества.
Работник имеет право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя начиная с момента приема его на работу. Такое обучение проводится посредством проведения предварительного, текущего и других видов инструктажа, а также организации группового или индивидуального технического обучения в различных формах .
В соответствии с абз. 14 ст. 356 ТК праву работника на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного контроля (надзора) корреспондируют соответствующие полномочия этих органов.
Работник вправе лично или через своих представителей участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на рабочем месте, а также в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания.
В соответствии с медицинскими рекомендациями работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) с сохранением на это время места работы и среднего заработка. Подобное медицинское обследование на таких же условиях может проводиться и в стационаре.
Работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные законом, коллективным или трудовым договором (соглашением).
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятии, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.
Основными законодательными актами по безопасности труда являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
• принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охраной труда;
• государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
• содействие общественному контролю в области охраны труда;
• расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
• координация деятельности в области охраны труда;
• распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
• государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;
• подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
• организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
• обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;
• международное сотрудничество в области охраны труда;
• проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
• установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя.
Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.
К основным нормативным правовым актам по безопасности труда относятся:
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС - 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
Годовой режим труда и отдыха предусматривает регламент времени работы и перерывов в течении календарного года, т.е. чередование рабочих дней, часов, продолжительности времени очередных отпусков. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается за исключением увольнения работника. Так же запрещается не предоставление отпуска в течении двух лет подряд.
Существенное значение имеет и форма отдыха. Отдых может быть активным и пассивным. Для работы с небольшими физическими усилиями рекомендуется активный перерыв. Отдых при выполнении работ, требующих средних и больших физических усилий, в основном должен быть пассивным. Кроме регламентируемых внутрисменных перерывов между трудовыми действиями целесообразно делать паузы продолжительностью в несколько секунд. Наличие микропауз обеспечивает необходимую ритмичность в работе, способствует поддержанию оптимального темпа, напряженности труда и снижения утомления.
В периоды развивающегося утомления вводят регламентированные перерывы в работе, способствующие восстановлению физиологических функций организма. Снижение работоспособности, обусловленные развитием утомления в середине рабочего дня, предотвращается введением перерыва на обед достаточной длительности.
Перерыв на обед предназначен не только для приема пищи, но и для отдыха. Наиболее целесообразно его предоставлять в середине рабочего дня, но не позже чем через 3-4 часа (при 6-8-часовом рабочем дне) с отклонениями в пределах 30 минут оптимальная длительность обеденного перерыва должна быть от 30 до 60 минут.
Суточный режим труда и отдыха включает установление количества и чередования смен, начала и окончания работы в сменах, перерывов на отдых и сон.
Эффективность режимов труда и отдыха во многом зависит от функциональных изменений в организме человека в течение суток. В различные отрезки времени организм человека не одинаково реагирует на физическую и нервно - психическую нагрузку, его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены колебаниям. Поэтому при проектировании суточного режима определяется количество смен в рабочем дне, продолжительность смены, её начало и окончание. Количество смен в рабочем дне устанавливают дифференцированно по сезонам года в зависимости от вида выполняемых работ и их напряженности.
Из всего этого можно сделать вывод, что организация трудовых отношений напрямую зависит от совершенствования форм, разделений и коопераций труда, улучшения условий труда, рационализации режимов труда и отдыха.