Анализ влияния совмещения профессий и функций на результаты деятельности ИООО «Бримстон-Бел»

Организация труда - это упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе.

На предприятии проводиться работа по следующим элементам организации труда:

1. Разделение и кооперация труда. Под разделением труда на предприятии понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализации на выполнении определенной части совместной работы.

Разделение труда на ИООО «Бримстон-Бел» одновременно производиться в четырех формах:

1) технологическом разделении труда

2) функциональном разделении труда

3) профессиональном разделении труда

4) квалификационном разделении труда

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии, фазы, частичные технологические процессы и операции. В рамках технологического разделения труда на предприятии применяется пооперационное разделение труда. Оно предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников. Согласно данному разделению все рабочие делятся на основных (заняты непосредственно выпуском продукции), вспомогательных (обеспечивают своим трудом работу основных рабочих, не производя непосредственно продукцию), обслуживающих (создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих). В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих. [14, c. 314]

Профессиональное разделение труда зависит от профессиональной специализации работников.

По сути своей, квалификационное разделение труда обусловлено различной сложности работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям.

Кооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

На предприятии используются такие прогрессивные формы организации труда, как совмещение профессий и бригадная организация труда.

Производственная бригада представляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов своего труда.

Бригадная форма организации труда создает экономические предпосылки для высокопроизводительно труда на основе внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерь рабочего времени, увеличению времени использования оборудования.

Целесообразность коллективного труда обуславливается и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия, позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологических операций, сочетания различных функций.

Социальные предпосылки создания бригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля. [15, c. 156]

На сегодняшний день организационная структура управления отдела логистики транспортно-складских работ ИООО «Бримстон-Бел» и организационная структура отдела материально-технического обеспечения относятся к линейно-функциональному типу структур. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей состоит в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.

При разработке конкретных планов руководителю помогают функциональные структуры, которые находятся в подчинении главного линейного руководителя, главная задача которых – координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов.

Преимущества линейно-функциональной структуры: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного менеджера от глубокого анализа проблем.

Уровень организационной структуры управления зависит от уровня подготовки руководящего звена и сотрудников, чем выше профессиональный уровень подготовки специалистов, тем лучше будет построена организация кадрового менеджмента.[15, c. 192]

Такой вид структуры, как линейно-функциональная, вполне отвечает сегодняшнему уровню развития предприятия и рынка в Республике Беларусь.

Анализируя связи между отделом логистики транспортно-складских работ и отделом материально-технического обеспечения следует отметить, что недостатков по связям нет. Отдел логистики транспортно-складских работ ИООО «Бримстон-Бел» осуществляет технологическое сопровождение действующей технологической документации, технологий перемещения грузов в отдел материально-технического обеспечения. На каждый из этих отделов возложены широкие полномочия, поэтому не следует перегружать эти отделы дополнительными функциями, а можно объединить некоторые подразделения в целях исключения дублирующихся (транспортно-складских) функций.

На ИООО «Бримстон-Бел» отдел логистики транспортно-складских работ и отдел материально-технического обеспечения имеют следующие дублирующиеся функции:

1) организация и обеспечение ведения складского хозяйства;

2) обеспечение разработки и внедрение единого документооборота и единой методологии по транспортно-складским операциям;

3) организация деятельности в области транспортно-складской логистики для снижения доли транспортно-складских расходов в себестоимости выпускаемой продукции;

4) осуществление анализа транспортно-складской работы и разработка предложений по оптимизации транспортных и складских расходов;

5) обеспечение организации, планирования и контроля деятельности складского хозяйства по приему готовой продукции;

6) координация работ по документообороту транспортного цеха, эксплуатации подвижного транспорта, техническому обслуживанию и ремонту транспорта.

Целью совершенствования организационной структуры управления сферы логистики на ИООО «Бримстон-Бел» является исключение дублирующихся функций отдела логистики транспортно-складских работ и отдела материально-технического обеспечения. При этом возникает задача оптимизации структуры отела логистики добавлением к нему отдела материально-технического обеспечения с сокращением отделов, имеющих повторяющиеся функции.

Отдел логистики (ОЛ) транспортно-складских работ ИООО «Бримстон-Бел», после присоединения к нему отдела материально-технического обеспечения (ОМТС) как и раньше является самостоятельным структурным подразделением ИООО «Бримстон-Бел» и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора ИООО «Бримстон-Бел» по снабжению и организации перевозок.

Возглавляет отдел логистики начальник ОЛ ИООО «Бримстон-Бел», который назначается и освобождается от должности приказом генерального директора предприятия.

В своей деятельности отдел логистики руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь; Уставом ИООО «Бримстон-Бел»; действующими внутренними нормативно-техническими документами; руководящими, организационно-распорядительными документами ИООО «Бримстон-Бел»; нормами и правилами по охране труда и пожарной безопасности; правилами внутреннего трудового распорядка; должностными инструкциями работников отдела; положением об отделе логистики транспортно-складских работ.

Основными задачами отдела логистики являются:

¾ координировать и согласовывать действия подразделений по выработке и реализации единой транспортно-складской, логистической политики;

¾ обеспечивать разработку и внедрение единого документооборота и единой методологии по транспортно-складской логистике;

¾ организовывать деятельность в области транспортно-складской логистики для снижения доли транспортно-складских расходов в себестоимости выпускаемой продукции;

¾ осуществлять анализ транспортно-складской работы и разработку предложений по оптимизации транспортных и складских расходов;

¾ осуществлять технологическое сопровождение действующей технологической документации, технологий перемещения грузов на транспортно-складских объектах ОЛ;

¾ обеспечивать организацию, планирование и контроль деятельности складского хозяйства по приему готовой продукции, с учетом рационального использования складских площадей, правильной эксплуатации транспортно-складского оборудования; отгрузке со складов ОЛ готовой продукции, в сроки и объемах, установленных планами производства и отгрузки готовой продукции;

¾ обеспечивать оформление путевых листов, перевозочных документов на транспорт, складских и отгрузочных документов на готовую продукцию; таможенных документов на грузы, отгружаемые и прибывающие;

¾ координировать работу транспортного цеха по документообороту транспортного цеха, эксплуатации подвижного транспорта; техническому обслуживанию, ремонту автотранспорта и безрельсового транспорта.

Начальнику отдела логистики подчинены:

1) непосредственно:

¾ заместитель начальника по транспортно-складским работам;

¾ заместитель начальника по организации перевозок и таможенному оформлению;

¾ начальник аналитическо-проектного бюро;

¾ начальник бюро технологического сопровождения;

¾ начальник транспортного цеха.

2) через заместителя начальника ОЛ по транспортно-складским работам подчиняются следующие подразделения:

¾ участок отгрузок готовой продукции;

¾ участок отгрузок перевалочной базы;

¾ участок материальных складов перевалочной базы;

¾ хозучасток;

¾ склад №3 Центральный;

¾ склад №5 Химии;

¾ склад №7 Спецодежды;

¾ склад №18 Металла;

¾ склад №21 Металла.

3) через заместителя начальника ОЛ по организации перевозок и таможенному оформлению подчиняются следующие подразделения:

¾ бюро таможенного оформления;

¾ бюро организации перевозок.

4) через начальника транспортного цеха:

¾ транспортный цех.

5) функционально:

¾ бюро логистики, транспортный цех ИООО «Бримстон-Бел»

¾ транспортно-хозяйственный участок ИООО «Бримстон-Бел».

Объединение отела логистики и отдела материально-технического обеспечения приведет к сокращению отделов, имеющих дублирующиеся функции, в свою очередь это приведет к сокращению численности персонала на 45 человек.

Влияние сокращения персонала на результаты деятельности ИООО «Бримстон-Бел» представлено в таблице 2.

Таблица 2 – Влияние сокращения персонала на результаты деятельности
ИООО «Бримстон-Бел»

Показатели 2014г., тыс. руб. 2015г., прогноз, тыс. руб. Отклонение от 2014 года
в стоимостном выражении в %
Списочная численность персонала, чел. -45 99,6
Объем производства продукции 4 690 398 380 4 805 000 000 +114 601 620 102,4
Себестоимость товарной продукции 3 618 679 470 3 211 475 000 -407 204 470 88,7
Прибыль предприятия 1 281 060 000 1 334 260 000 +53 200 000 104,2
Среднемесячная заработная плата 6786,540 7205,50 +418,960 106,2

Объединение отела логистики и отдела материально-технического обеспечения приведет к сокращению численности персонала на 45 человек, таким образом, численность персонала в 2015 году по прогнозным данным составит 12513 человек.

Объем производства продукции в размере 4 805 000 000 тыс. руб. установлен согласно плану на будущий год. Сумма прибыли предприятия в 2015 году в размере 1 334 260 000 тыс. руб. установлена бизнес-планом развития ИООО «Бримстон-Бел» на 2015 год. Среднемесячная заработная плата в размере 7205,50 тыс. руб. установлена приказом генерального директора ИООО «Бримстон-Бел».

За счет сокращения численности персонала на 45 человек себестоимость снизится на 324247,5 тыс. руб. (7205,50 ´ 45). Снижение себестоимости на 406 880 222,5 тыс. руб. (407 204 470 – 324247,5) приведет к росту прибыли.

Таким образом, сокращение численности персонала на ИООО «Бримстон-Бел» на 45 человек приведет к снижению себестоимости товарной продукции на 11,3 % (100 % – 88,7 %), росту прибыли предприятия от реализации продукции на 53 200 000 тыс. руб. (или на 4,2 %), росту объема производства продукции на 2,4 % и среднемесячной заработной платы на 418,960 тыс. руб.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации