Таким образом, чем выше цена, тем меньше спрос, чем ниже цена, тем выше спрос. Это и есть проявление закона спроса
Таблица.1
Спрос на яблоки . P, цена Рис.11
1кг , р. | Спрос (D) , р. | ||||||
|
500 700 900 QD
спрос на яблоки
Если вырастут доходы потребителей, и они смогут купить данный товар по более высокой цене кривая D-D1 сместится в право и займет положение D-D2. Если по какой-либо причине происходит снижение спроса, кривая D-D1, смещается влево и займет положение D0-D .
К факторам , изменяющим динамику спроса,а, стало быть, смещающим кривую спроса относятся следующие:
1. Потребительские вкусы. Одни потребители предпочитают покупать фрукты, другие – овощи, третьи предпочитают фруктовые соки.
2. Доходы потребителей . С ростом доходов спорс возрастает но могут быть и такие явления: с ростом доходов спрос,скажем, на мясо и мясные продукты возрастает, а на хлеб и хлебобулочные изделия снижается. Этот случай свидетельствует о повышении качества потребления.
3. Цены на сопряженные материалы или товарызаменители. Например, рост цен на сливочное масло ведет к увеличению спроса на на свиное сало, которое в определенных условиях заменить масло и другие жиры.
4. Число покупателей. Чем больше покупателей,потребляющих данный товар, тем выше спрос на этот товар.
5. Потребительские ожидания. Ожидания могут быть двух водов: инфляционные, когда покупатели узнают о предстоящем повышении цен и начинают покупать товары в большом количестве, что ведет к возникновению ажиотажного споса; и прочие, например обретение суверенитета Грузией, основному производителю чая и сухих вин в СССР способствовало резкому повышению цен на чай и сухие вина в России.
Какие основные принципы лежат в основе закона спроса?
Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости (полезности). Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается по мере того, как используется благо. Переход от неполного удовлетворенрия потребности к ее полному удовлетворению происходит через многие ступени. Поэтому полезность блага для потребителя убывает по мере роста количества этого блага. Для более точного описания процесса убывания полезности используется понятие предельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей товара. По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (закон убывающей предельной полезности), что также объясняет отрицательный наклон кривой спроса.
Закон предложения.
Предложение характеризует рыночную ситуацию со стороны производителей (продавцов). Оно является результатом производственного процесса и выражается товарной массе, предназначенной для продажи. Все продавцы стремятся получить на рынке самую всокую цену, и чем выше цена, тем активнее продавцы будут стремится продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение.
Следовательно, предложение – это объем предложенного и реально проданного товара(SQ).
Зависимость предложения (SQ) от цены (p) может быть представлена таблицей и графически.
Таблица 2 Потребление яблок.
Цена за 1 кг, р. (р) | Величина предложения (в неделю(SQ) центнеров ) |
P,цена
S
70
60
50
40
30
600 700 800 1000 (SQ) предложение
Рис.12
Кривая S-S1 отражает прямую пропорциональную зависимость между ценой (р) и предложением (SQ). В этом проявляется закон предложения. Чем выше цена, тем большую прибыль получает производитель и, подгоняемый этим интересом, стремится больше товара поставить на рынок.
На кривую предложения (S-S1) кроме цены, влияют и неценовые факторы (детерминанты).
1. Технологии производства.Чем выше технологии, тем ниже издержки производства. При неизменном уровне ценыобеспечивается большая величина прибыли.
2. Цены на факторы производства. Если цены на железную руду и каменый уголь понизятся, то повысится производств чугуна и стали. И может быть наоборот.
3. Цены на другие товары. Производитель стремится в ту сферу производства, где выше цены, которые приносят больше прибыли.
4. Потребительские ожидания. Продажа картофеля и нескоропортящихся овощей осенью откладывается продавцами до весны, когда спрос на них резко возрастает.
На уровень предожения сказывается уровень налогов, которые либо повышают (при их повышении), либо понижают издержки поизводства, что влияет в свою очередь на уровне прибыли.
Кроме перечисленных факторов на уровень влияет и число производителей.
Итак, мы рассмотрели влияние спроса и предложения на цену товара. Но окончательно цена товара определяется только в результате согласованного взаимодействия и спроса и предложения. Именно такая цена является орудием регулирования рынка. Если совместим графики спрос на яблоки и их предложения и сведем две таблицы в одну, то получим следующую картину с потреблением яблок.
Таблица 3
Спрос на яблоки и их предложение.
Спрос, ун. | Цена за 1 кг | Предложенные пг. ун. | Превышение спроса(+) и предложения(-) |
(+)500 (+)300 (+)100 -100 -300 -500 |
Из данных таблицы видно,что только при цене 45 рублей за 1кг яблок спрос и предложение уравновешиваются,т.е. то количество товаров, которое хотят продать равно тому количеству товаров, которое хотят купить.
На графике это выглядит (см рис.13)
Рис.13
Из графика видно, что только при цене 45р. за 1кг яблок спрос и предложение уравновешиваются. При цене 30р. за 1кг очевидна нехватка яблок (дефицит),
при цене 60р. – избыток яблок .
На равновесную цену влияют детерминанты спроса и предложения: а)возрастание спроса на товар сдвигает кривую вправо; б)уменьшение спроса сдвигает кривую влево; в)возрастание предложения товара сдвигает кривую вправо; г)уменьшение предложения товара сдвигает кривую предложения влево.
Что же касается рынка России, только за первые пять лет реформ объем производства сократился на 54%. Для сравнеия скажем, что в годы Великой Отечественной Войны – объем производства сократился на 42%(тогда экономика была единой,сейчас развал и потеря хозяйственных связей. На макроэкономическом (см рис. 14) отсутствует точка пересечения А, хотя для отдельных товаров на отдельных рынках она есть.
P
S1 D
D1
S
Q
Рис. 14
Для фирм при планировании объема и структуру производства черезвычайно важно знать, не только от чего зависит спрос на ее продукцию, но и величину изменения спроса. Мера реакции (одной величины спроса) на изменение другой цены на 1% называется эластичностью спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене (Epd) представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:
(1)
В формуле (1) одинаковое количественное изменеие цены и объема спроса в другом направлении (например при повышении цены) дает другое его процентное соотношение, Более универсальная формула учитывает среднюю меру точки интервала, по которому происходит изменение. Формулу(1) можно записать в ином виде
Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, коэффициент эластичности принимает отрицательное значение. Следуя широко распространенной практике, знак "минус" при обслуживании эластичности спроса по цене опускается.
Если падение цены на 100%, привело к росту спроса тоже на 100%,а выручка при этом не изменилась, коэффициент эластичности Е=1. Это случай единичной эластичности.
Существуют два крайних случая эластичности спроса. В первом возможно существование только одной цены, при которой товара будет покупаться. Это означает, что любое сколь угодное понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к изменению цены, поэтому он называется абсолютно эластичным.
Коэффициент эластичности (рис. 15, а)
P цена цена, P
D
P D D
D
Q спрос Q спрос
а б
Рис.15
Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса. Как бы продавец не изменял цену, объем продаж будет оставаться постоянным, например спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись.
(рис. 15, б)
От чего зависит эластичность спроса?
1. Чем больше у товара заменителей и чем ближе между собой их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.
Одним из самых неэластичных товаров является соль. Ее ничем нельзя заменить, поэтому при изменении цены объем спроса на нее изменится незначительно. Другое дело, например, шампунь: если цены на шампунь А поднялись, то покупатели могут переключиться на шампунь Б, цена которого равна старой цене шампуня А.
2. Чем больше разнообразных возможностей использования данного товара, тем выше эластичность спроса на него. У разных потребителей покупающих один и тот же товар, будет различная эластичность спроса на этот товар.
3. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Так, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на туристические путевки.
Это правило относится и к тем товарам, потребление которых не может быть отложено: спрос на елки к Новому году, цветы к 8 Марта.
4. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар.
Как было сказано выше, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос является уровень доходов потребителей. При изменении доходов спрос на товары изменяется по – разному, поэтому говорят об эластичности спроса в зависимости от дохода. Исходя из этого можно определить, к какой категории относится данный товар. Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности спроса по доходу
Где I – доход потребителя.
Если , то товар относится к категории “нормальных”.
Если , то это товар “низшей категории” (хлеб, крупы, товары “сэконд – хэнд”).
Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара «Q» в соответствии с относительным изменением рыночной цены «Р». Примеры различной эластичности предложения приведены на рисунке 16. Особый интерес представляет частный случай неэластичности, когда эластичность предложения представлена вертикальной прямой, перпендикулярной оси Q (см. рис. 16). Это тот самый частный случай, когда изменения рыночных цен не влияют на величину предложения товара производителем.
рис. 16
Такое может случиться при необходимости срочно продать партию скоропортящегося товара.
Таким образом, понятие эластичности предложения нужно для того, чтобы проанализировать равновесие цен во времени. Эластичность предложения бывает обычно больше на протяжении длительного времени, когда все уже приспособились к конкурентным рыночным условиям. Эластичность предложения определяется так:
(относительное изменение Q (%)):(относительное изменение Р (%))