Основные факторы, способствующие снижению и росту цен
2. Состояние финансово-кредитной сферы и потребители товаров
3. Государственное регулирование цен
4. Участники каналов товародвижения
5. Конкуренция
1.Для выбора ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени - это факторы внешней среды, т.е. не контролируемые фирмой. Одни из них способствуют снижению цен, другие вызывают их рост.
Факторы, способствующие снижению цены:
ü рост производства;
ü технический прогресс;
ü снижение издержек производства и обращения;
ü рост производительности труда;
ü конкуренция;
ü снижение налогов;
ü расширение прямых связей.
Факторы, вызывающие рост цены:
ü спад производства;
ü нестабильность экономической ситуации;
ü монополия предприятия;
ü ажиотажный спрос;
ü увеличение массы денег в обращении;
ü рост налогов;
ü рост заработной платы;
ü увеличение прибыли предприятия;
ü улучшение качества товара;
ü соответствие моде;
ü рост цены рабочей силы;
ü низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли.
2. Среди основных факторов, воздействующих на конечные цены выделим следующие:
ü состояние финансово-кредитной сферы;
ü потребители товаров;
ü государственное регулирование цен;
ü участники каналов товародвижения;
ü конкуренция.
Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывав изменение покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствия такого условия в системе «количество денег - сумма цен» начинает изменяться сумма цен. Так, девальвация или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.
Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами. Первая состоит в воздействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая - неодинаковая реакция покупателей различных сегментов рынка на цену.
Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках:
ü покупатели, проявляющие при выборе покупки большой интерес к ценам, качеству и ассортименту предлагаемых товаров. На эту группу покупателей большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара;
ü покупатели, чутко реагирующие на образ товара основное внимание уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца;
ü покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар;
ü покупатели отдающие предпочтение в первую очередь удобству и комфорту независимо от цены.
3. Другим фактором внешней среды является государственное регулирование цен. Его воздействие осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен между производителями товара, оптовой и розничной торговлей. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».
Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели должны воздерживаться от следующих действий:
ü консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита;
ü подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях;
ü договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен.
Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.
Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.
Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям-участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство, что в ценах строго учтены качественные различия.
Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции более крупных. Запрещено продавать продукцию по ценам ниже себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны продавать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, покрывающим накладные расходы и прибыль. Особенно это относиться к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.
4. На решения по ценам влияют и участники каналов товародвиженияот производителя до оптовой и розничной торговли. Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль за ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины, в которых сам контролирует цены.
Оптовая или розничная торговля добивается большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи. Она отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товары конкурирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля сознательно идет на действия, направленные против марки товары. Так, она может придерживать продукцию, устанавливать на нее более высокую цену, в то же время продавая другие марки по более низким ценам.
Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта с решениями по ценам, производителю необходимо соблюдать несколько условий:
ü обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов;
ü предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам;
ü предложить особые согласия, предполагающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.
5. Важный элемент, влияющий на уровень цен, - конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред (см. рис. 37).
Рис. 37. Виды конкурентной среды1
Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а сниженные цены не обеспечат условий для деятельности. Однако утаить ценовую стратегию от конкурентов не представляется возможным. Успешная стратегия фирм быстро подхватывается конкурентами. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача - видеть перспективы выбранной стратегии цен, не допускать перерастания конкуренции в ценовые войны.
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон: от потребителей и производителей. На конечную цену товара большое влияние оказывают издержки на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании. Этого можно достичь несколькими способами:
ü с ростом затрат фирма повышает цены на свою продукцию, перекладывая всю тяжесть их роста на потребителей;
ü фирма может частично компенсировать рост издержек за счет своих внутренних резервов, не меняя ассортимента продукции;
ü фирма может сама изменить изделия (уменьшить их размер, незначительно снизить качество за счет использования более дешевого сырья), но сохранить неизмененным уровень цен (это обычно применяется при выпуске товаров массового спроса, на которые распространяются долговременные цены);
ü фирма может усовершенствовать продукцию в такой степени, что рост цены не рассматривается покупателями как чрезмерный, а связывается с повышенным комфортом, высоким качеством, престижем;
ü с уменьшением издержек фирма может пойти на снижение цен на продукцию или оставить их неизменными, увеличив свою долю прибыли.