Определение оптимального размера заказа (партии) по формуле Уильсона (EOQ)
Q - оптимальный размер заказа шт., кг. или иные количественные показатели;
A - стоимость подачи одного заказа, руб.;
S - потребность в товарах за определенный период в шт., кг. или иных количественных показателях;
с - закупочная цена (цена франко-склад покупателя) руб.,
r - издержки в процентах от закупочной цены на содержание единицы запаса за период, %
На основе этой формулы можно определить количество заказов за определенный период (К) и периодичность заказа в днях (D). К = S : Q
D = P : K, где P - количество дней в периоде.
MRP – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства:MRP-системы - это компьютерные информационные системы поддержки оперативного планирования на предприятии. Внутренние алгоритмы этих систем реализуют методологию Material Requirements Planning (MRP), которая, как следует из названия, связана с управлением товарно-материальными запасами. Она направлена на достижение следующих целей: минимизировать запасы сырья и готовой продукции на складах;оптимизировать поступление материалов и комплектующих в производство и исключить простои оборудования из-за не прибывших вовремя материалов и комплектующих.В соответствии с этим закупки материалов и комплектующих всего отрезка планирования распределяются по плановым периодам (например, дням), причем объем и время закупок рассчитывают так, чтобы в каждый плановый период на предприятие поступало именно столько материалов и комплектующих, сколько требуется производству в этом плановом периоде. Таким образом, MRP-системы согласовывают действия сбытовых, снабженческих, складских и производственных структур предприятия.
Определение потребности в ресурсах – моб-опр метода закупок-анализ рынка пост-в – выбор и оценка пост-в – закл догов – размещ заказв – контроль и исполнение заказа – получение и проверка качества тов в
Решение MOB зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии. Для принятия решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика. Необходимо также учесть затраты на заказ, транспортировку, страховку и упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т. п.); персонал, связанный с закупками.
5. Оптимизация процедуры подачи заказа.В перечень мероприятий, связанных с подачей заказа поставщику, входит: 1. Поиск и изучение потенциальных и имеющихся поставщиков.2. Подготовка спецификации.3. Испытание образцов товаров.4. Определение необходимого количества заказываемых товаров.5. Выбор способа передачи заказа.
6. Выбор оптимального метода закупки. Выбор метода закупок зависит от сложности ассортимента конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов, от физико-химических свойств товаров, от материально-технической базы фирмы, месторасположения поставщиков, платежеспособности фирм, цены и объёма продукции, способов доставки и т.д..Основными методами закупок являются:
Закупка товара одной партией - предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). | |
Преимущества | Недостатки |
простота оформления документов; гарантия поставки всей партией; повышенные торговые скидки. | большая потребность в складских помещениях; замедление оборачиваемости капитала. |
Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. | |
ускоряется оборачиваемость капитала; экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. | вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе. |
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям(дешевые и быстро используемые товары) | |
ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; | несвоевременность поставок. |
Получение товара по мере необходимости - количество не устанавливается, а определяется приблизительно, поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем и оплачивается только поставленное количество товара, по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. | |
отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов. | опасность несвоевременного заказа; |
На производственном предприятии определение потребности в ресурсах тесно связано с планом производства, который в свою очередь ориентирован на рыночный спрос. Для четкой организации процесса закупки необходимо поставить следующие вопросы:
· какие материалы требуются;количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
· время, когда они понадобятся;возможности поставщиков;требуемые площади складских помещений;издержки на закупки;возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.
Покупатель заранее должен иметь четкое представление о закупаемых товарах, о цене, качестве,объеме закупок на определенный период условиях платежа, сроках поставки, способах доставки.