Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.

2. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

3. Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.

Ключевые понятия и термины

Исключаемые общественные блага (excludable public goods) – блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей низкие.

Коллективный выбор (collective choice) – экономические решения, применяемые через избранные политические органы.

Неизбирательность в потреблении (nonrivality in consumption) – свойство товара, которое предполагает, что для данного количества товара потребление его одним потребителем не снижает доступности его для другого потребителя.

Неисключаемость при потреблении (nonexclusivity in consumption) – свойство товара, предполагающее, что от его потребления не могут быть отключены те, кто не платит за этот товар.

Перегружаемые общественные блага (congestible public goods) – блага, которые не возбуждают конкуренции за их потребление только до определенного объема их использования.

Политические институты (political institutions) – правила и процедуры, которые выработались в обществе для трансформирования индивидуальных устремлений в действиях правительства.

Политическое равновесие (political equilibrium) – соглашение по поводу количества общественных услуг, предлагаемых правительством при данном распределении доходов, правилах коллективного выбора и стоимости продукта.

Проблема «безбилетника»(free – rider problem) – возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и вкладов в его оплату со стороны других потребителей, заплатив цену, меньшую, чем получаемый ими предельный выигрыш.

Точка перегрузки (point of conqestion) – число потребителей, при котором предельные издержки предоставления блага новым потребителям выше нуля.

Чистое общественное благо (pure public good) – товар или услуга, единицы производства которых потребляются коллективно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.

Чистое частное благо (pure private good) – товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что принесет полезность лишь исключительно данному покупателю.

Литература:[4, с. 354–368; 5, с. 420–447; 6, с. 587–601, 613–614; 9, с. 655–659; 11, с. 310–321; 12, с. 351–379; 13, с. 211–227; 14, с. 267–285; 16, с. 415–417; 17, с. 232–239, 245–246].

Тесты и задачи

1. Чисто общественные блага – это блага:

а) частные блага, производимые государством;

б) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет;

в) исключаемые в потреблении блага;

г) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью.

2. Что из нижеследующего относится к чисто общественным товарам?

а) коммерческое телевидение;

б) честность;

в) теннисный клуб;

г) фонарь на улице.

3. Определите тип такого блага, как дорога:

а) чисто общественное благо;

б) исключаемое общественное благо;

в) перегружаемое общественное благо;

г) чисто частное благо.

4. В чем разница между кривыми спроса на чисто общественное и чисто частное благо?

а) потребители чисто частного блага не могут влиять на объем спроса;

б) потребители чисто частного блага могут влиять на объем спроса;

в) потребители чисто общественного блага могут влиять на объем спроса;

г) разницы между ними нет.

5. Какое утверждение верно?

а) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

б) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

в) чисто частное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

г) чисто частное благо в силу исключаемости и делимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому.

6. Графически кривая совокупного спроса на чистое общественное благо получается:

а) путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;

б) путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса;

в) путем горизонтального суммирования кривых предложения;

г) нет правильных ответов.

7. Точка перегрузки – это:

а) точка, начиная с которой происходит перепроизводство блага;

б) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными;

в) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю равны нулю;

г) точка, начиная с которой общественные блага перестают потреблять.

8. Кто может производить чисто общественные блага?

а) частные фирмы;

б) правительство;

в) клубы, ассоциации;

г) все вышеперечисленные.

9. Проблема «безбилетника» приводит к тому, что:

а) общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный;

б) общественные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный;

в) общественные блага предлагаются в объеме, равном эффективному;

г) частные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный.

Ответы: 1. б); 2. г); 3. в); 4. б); 5. а); 6. б); 7. б); 8. б); 9. а).

Задача. В таблице показаны общие выгоды и общие издержки от четырех социальных программ. Какую из этих программ следует осуществить?

Программа Общие издержки Общие выгоды
Создание столовых для малоимущих    
Создание системы общественных работ    
Создание рабочих мест для инвалидов    
Приобретение нового оборудования для поликлиники        

Решение. Для выбора конкретной программы необходимо сравнить общие затраты и общие выгоды, следует реализовать в нашем примере программу по созданию рабочих мест.

Наши рекомендации