Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.
2. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
3. Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.
Ключевые понятия и термины
Исключаемые общественные блага (excludable public goods) – блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей низкие.
Коллективный выбор (collective choice) – экономические решения, применяемые через избранные политические органы.
Неизбирательность в потреблении (nonrivality in consumption) – свойство товара, которое предполагает, что для данного количества товара потребление его одним потребителем не снижает доступности его для другого потребителя.
Неисключаемость при потреблении (nonexclusivity in consumption) – свойство товара, предполагающее, что от его потребления не могут быть отключены те, кто не платит за этот товар.
Перегружаемые общественные блага (congestible public goods) – блага, которые не возбуждают конкуренции за их потребление только до определенного объема их использования.
Политические институты (political institutions) – правила и процедуры, которые выработались в обществе для трансформирования индивидуальных устремлений в действиях правительства.
Политическое равновесие (political equilibrium) – соглашение по поводу количества общественных услуг, предлагаемых правительством при данном распределении доходов, правилах коллективного выбора и стоимости продукта.
Проблема «безбилетника»(free – rider problem) – возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и вкладов в его оплату со стороны других потребителей, заплатив цену, меньшую, чем получаемый ими предельный выигрыш.
Точка перегрузки (point of conqestion) – число потребителей, при котором предельные издержки предоставления блага новым потребителям выше нуля.
Чистое общественное благо (pure public good) – товар или услуга, единицы производства которых потребляются коллективно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.
Чистое частное благо (pure private good) – товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что принесет полезность лишь исключительно данному покупателю.
Литература:[4, с. 354–368; 5, с. 420–447; 6, с. 587–601, 613–614; 9, с. 655–659; 11, с. 310–321; 12, с. 351–379; 13, с. 211–227; 14, с. 267–285; 16, с. 415–417; 17, с. 232–239, 245–246].
Тесты и задачи
1. Чисто общественные блага – это блага:
а) частные блага, производимые государством;
б) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет;
в) исключаемые в потреблении блага;
г) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью.
2. Что из нижеследующего относится к чисто общественным товарам?
а) коммерческое телевидение;
б) честность;
в) теннисный клуб;
г) фонарь на улице.
3. Определите тип такого блага, как дорога:
а) чисто общественное благо;
б) исключаемое общественное благо;
в) перегружаемое общественное благо;
г) чисто частное благо.
4. В чем разница между кривыми спроса на чисто общественное и чисто частное благо?
а) потребители чисто частного блага не могут влиять на объем спроса;
б) потребители чисто частного блага могут влиять на объем спроса;
в) потребители чисто общественного блага могут влиять на объем спроса;
г) разницы между ними нет.
5. Какое утверждение верно?
а) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;
б) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;
в) чисто частное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;
г) чисто частное благо в силу исключаемости и делимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому.
6. Графически кривая совокупного спроса на чистое общественное благо получается:
а) путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;
б) путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса;
в) путем горизонтального суммирования кривых предложения;
г) нет правильных ответов.
7. Точка перегрузки – это:
а) точка, начиная с которой происходит перепроизводство блага;
б) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными;
в) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю равны нулю;
г) точка, начиная с которой общественные блага перестают потреблять.
8. Кто может производить чисто общественные блага?
а) частные фирмы;
б) правительство;
в) клубы, ассоциации;
г) все вышеперечисленные.
9. Проблема «безбилетника» приводит к тому, что:
а) общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный;
б) общественные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный;
в) общественные блага предлагаются в объеме, равном эффективному;
г) частные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный.
Ответы: 1. б); 2. г); 3. в); 4. б); 5. а); 6. б); 7. б); 8. б); 9. а).
Задача. В таблице показаны общие выгоды и общие издержки от четырех социальных программ. Какую из этих программ следует осуществить?
Программа | Общие издержки | Общие выгоды |
Создание столовых для малоимущих | ||
Создание системы общественных работ | ||
Создание рабочих мест для инвалидов | ||
Приобретение нового оборудования для поликлиники |
Решение. Для выбора конкретной программы необходимо сравнить общие затраты и общие выгоды, следует реализовать в нашем примере программу по созданию рабочих мест.