Неценовые детерминанты (факторы) спроса. Изменение уровня спроса
Кривые спроса показывают зависимость величины спроса на товары лишь от изменения их цены. Но спрос может изменяться и при постоянстве товарных цен. Изменения в спросе могут быть вызваны изменениями других условий или факторов, от которых мы абстраги- ровались раньше. Они называются неценовыми детерминантами или факторами спроса. К ним относятся:
изменение во вкусах и предпочтениях потребителей. Под влиянием медицинской пропаганды большей полезности для здоро-
вья маргарина по сравнению со сливочным маслом спрос на него,
может вырасти при неизменной цене. Изменения в моде вызывают повышение спроса на модные товары и снижение его на товары, вы- шедшие из моды. Реклама товаров может воздействовать на предпоч- тения потребителей и способствовать увеличению спроса на них при постоянстве цен;
изменение величины номинальных (денежных) доходов по- требителей. Спрос на многие блага находится в прямой зависимости от величины дохода. В зависимости от реакции спроса на изменение но- минального дохода, как уже говорилось, все блага делятся на нор- мальные (качественные) и низшие (некачественные);
изменение цен других товаров – субститутов и комплементов.
При изменении цены одного из товаров-субститутов спрос на другие, конкурирующие с ним товары, изменяется в том же направлении, что и цена этого товара. При повышении цены масла вырастет спрос на
маргарин при прочих равных условиях.
Если два блага находятся в отношениях комплементарности, то
снижение цены одного из них вызовет повышение спроса на него, а это, в свою очередь, повышает предельную полезность дополняющего его блага и увеличивает спрос на него при неизменной цене (если сни- жается цена видеомагнитофонов, повышается спрос не только на сами магнитофоны, но и на кассеты для них) и наоборот. Таким образом, спрос на товары-комплементы находится в обратной зависимости от цены одного из таких товаров, так как спрос на них изменяется в од- ном и том же направлении. Такую зависимость между изменениями цены комплементарных товаров и спроса на них используют продавцы для увеличения своих доходов: они снижают цену одного из таких то- варов, стимулируя увеличение спроса на сопутствующие ему товары (при этом цену последних продавцы могут даже несколько повышать); ожидание потребителей изменения цен или доходов в буду-
щем. Ожидания повышения цен в будущем увеличат спрос в настоя- щем и наоборот. Ожидания увеличения доходов в будущем также уве- личат спрос в настоящем и наоборот (при ожидании увеличения
доходов в будущем в настоящем потребители могут меньше сберегать текущих доходов и больше их расходовать на текущее потребление).
Производителям и продавцам товаров и услуг необходимо
знать, сколько каждого товара по каждой из возможных цен готовы покупать все его потребители, то есть какова величина рыночный спроса.
На динамику рыночного спроса оказывают влияние те же неце- новые факторы, что и на индивидуальный. К ним добавляются еще и следующие:
изменение числа покупателей данного товара, которое, в свою очередь, зависит от численности населения и его половозрастного со- става (высокие темпы рождаемости в стране повышают спрос на дет-
ские товары; молодые семьи покупают больше товаров длительного пользования; «старение» населения уменьшает спрос на образователь-
ные услуги, а повышает его на медицинские услуги, лекарства и пр.);
распределение доходов между различными возрастными груп-
пами населения;
количество иностранных покупателей (в городах-центрах
иностранного туризма спрос на все товары и услуги выше).
Р(руб.)
D 2
D D 1
Q(ед.)
Изменения в уровне спроса при по- стоянстве цен, вызван- ные изменениями не- ценовых факторов, отражаются в измене- нии шкалы спроса, то есть соотношений меж- ду ценами и объемами спроса: по прежним ценам спрашивается больше, либо меньше данного товара, или же прежние количества
Рис. 13.Изменение уровня спроса
товара спрашиваются по более высоким, либо
по более низким ценам. Графически такие изменения показываются смещением кривой спроса вправо (при увеличении) или влево (при
уменьшении) параллельно прежней кривой спроса (рис. 13).