Тема 1. понятие и сущность логистической поддержки производства (логистики производства)
Цель логистики производства заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации готовой продукции или заказами потребителей.
Для достижения поставленной цели необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации движения материального потока и оперативного управления им не только в циклах основного производства, но и во вспомогательном и обслуживающем циклах.
К вспомогательному производству относят процедуры закупки, сборки и подачи на рабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного и обслуживающего оборудования, подачу электроэнергии, газа, воды, пара, смазывающих материалов и т. д.
К обслуживающему производству относят процессы, связанные в основном с транспортными и складскими операциями.
Взаимосвязанными являются также вопросы организации рабочей силы (основных производственных и вспомогательных рабочих) и управления ее движением, поскольку основная дилемма оптимизации затрат на производство заключается в определении компромисса между обеспечением непрерывности загрузки работников и рабочих мест и обеспечением непрерывности движения предметов труда в производстве.
Производственная логистика интегрировано занимается оперативным планированием и управлением производственными материальными потоками, т. е. в сочетании с процессами производственного снабжения и сбыта. Следует понимать, что логистика включает не только методологию управления материальными и сопутствующими потоками, но и концепцию системной рационализации управления всеми потоковыми процессами предприятия. Это предполагает постепенное развитие и формирование интегрированных систем логистического управления, построенных на принципах синхронизации, оптимизации и паритетности технологических и логистических процессов.
Современное развитие позволяет полностью автоматизировать управление промышленным предприятием и в том числе включить в этот процесс проектирование новой продукции и управление ее жизненным циклом. Это предполагает применение гибких производственных роботизированных комплексов и оптимизацию движения материальных потоков в рамках конкретного производства, а также оптимизацию связи с поставщиками и потребителями в структуре логистических систем более высокого порядка.
Работа подобных интегрированных систем логистического производства (типа MRP II, ERP и др.) возможна только в рамках информационной среды, поддерживаемой мощной компьютерной техникой.
Сущность применения производственной логистики в интегрированном логистическом управлении предприятием заключается в создании условий для оптимального, эффективного и результативного протекания производственного процесса в пространстве производственной системы и во времени.
Современная тенденция рынка к индивидуализации выпускаемой продукции выдвигает на первый план вопросы организации и управления мелкосерийным и единичным типами производств. Соответственно при описании основных методов производственного планирования акцент сделан на удовлетворении требований рынка с соответствующей организацией поточного и непоточного, мелкосерийного и единичного производств.
Процесс адаптации к рыночным отношениям требует выполнения следующих условий:
- достижения высокой степени интеграции внутри предприятия и между ее поставщиками и потребителями;
- повышения гибкости и адаптивности производства к конъюнктуре товарного рынка;
- сокращения длительности производственного цикла;
- резервирования производственных мощностей и отхода от максимизации ее загрузки;
- сокращения всех видов запасов;
- универсализации оборудования;
- устранения брака;
- изготовления продукции на заказ и т. д.
Поэтому наиболее актуальными для производственного управления становятся рассмотренные в данной теме концепции MPR — ERP и в особенности концепции JIT (точно в срок).
Как известно, основным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, укрепления ее суверенитета и обороноспособности является эффективное общественное производство. Как показано на рисунке .1, современное общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.
Рисунок 1 - Структура общественного производства
Следует отметить, что современная логистика в основном рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. Однако в будущем прогнозируется преломление ее положений и на сферу нематериального производства.
Материальный поток на материальном производстве, перемещаясь от первичного источника сырья до конечного потребителя, проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название логистики производства.
Целью логистики производства является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в логистике производства это их территориальная компактность . В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса макроуровня, которых связывают товарно-денежные отношения). Логистические системы, рассматриваемые логистикой производства, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.
Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микро- уровнях.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции .
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.
В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Логистика производства,являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им между стадиями непосредственно производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. Рассматривая ее применительно к современному производству, отметим, что логистика производства представляет собой систему логистической организации производственного процесса в пространстве и во времени.
Логистика производства— комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками (в пространстве и во времени) в процессе производства продукции, а именно: планирование внутрипроизводственных материальных потоков и управление ими, осуществление трансформации, транспортировки, буферизации (складирования) и поддержания запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства на стадиях заготовки, обработки и сборки готовой продукции.
Объект логистики производства- материальный поток (МП) и услуги, циркулирующие в функциональном цикле производства.
Логистическая концепция современного производства включает в себя следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления видов и серий продукции, на которые нет заказа покупателей;
- устранение простоев оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
- превращение поставщиков в доброжелательных партнеров.
В отличие от нее традиционная концепция производства основана на следующих принципах:
- никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
- изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
- иметь максимально большой запас материальных ресурсов «пригодятся - на всякий случай».
Сравнение указанных концептуальных положений свидетельствует о том, что концепция традиционного производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как концепция логистического производства — для условий «рынка покупателя».
В первоначальный период развития производства, когда спрос превышал предложение, можно было с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому в этот период приоритет получала концепция традиционного производства с максимальной загрузкой оборудования. Причем, чем крупнее была изготовленная партия, тем ниже становилась себестоимость единицы изделия.
Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя [2]. В условиях экономической регрессии, перенасыщения рынка производителями и снижения уровня потребительской лояльности задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. А в будущем конкурировать будут не предприятия, а цепочки создания стоимости, что сделает неизбежным создание кооперативных объединений между производителями и торговлей.
Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса определяют нецелесообразность создания и содержания больших запасов на производстве. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких логистических производственных системах, способных оперативно реагировать соответствующим производством продукции на возникший спрос.
Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно обеспечить потребителю необходимый ассортимент и количество выпускаемой продукции. Если в традиционном производстве эта задача решалась за счет выдачи со склада запасов готовой продукции, то сегодня логистика производства предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности, который возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственной системы .
Рисунок 2– Качественная и количественная гибкость современной производственной системы
Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость может обеспечиваться разнообразными методами современного менеджмента. Яркий пример, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% — временные работники. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется соответствующим резервом средств труда [