Распределительные и магистральные шинопроводы. История создания и особенности использования шинных систем
Шинопроводы - токопроводы напряжением до 1 кВ с жесткими шинами заводского изготовления, поставляемые комплектно на место монтажа.
Шинопроводы широко используются во всех видах строительства для распределения осветительной нагрузки, питания между силовыми розетками, вертикального (по стоякам) и горизонтального распределения электроэнергии различной мощности (16-5000А), для передачи энергии и связи:
- в жилых и административных зданиях (особенно высотных),
- в промышленных и складских помещениях,
- в аэропортах, вокзалах, больницах, гаражных парковках,
- в торговых центрах и супермаркетах
- в отелях, ресторанах и кафе, и т.д.
ПРЕИМУЩЕСТВА ШИНОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ
- Имеют компактную конструкцию и занимают меньше места, чем кабельные системы.
- Шинопроводные системы, в отличие от кабельных, легко и в 2-3 раза быстрее монтируются из готовых заводских модулей благодаря встроенным болтовым соединениям, что обеспечивает более низкую стоимость монтажа шинопровода и меньшее время использования рабочей силы на монтаже.
- С помощью шинопроводов просто проектировать: даже если еще не известно точное количество и расположение приборов, потребляющих электроэнергию возможно быстро и эффективно построить всю распределительную сеть.
- По сравнению с кабельными системами, у проводников практически прямоугольное сечение, обеспечивающее равномерное распределение плотности тока по сечению проводника.
- Низкие значения сопротивлений в шинопроводных системах способствуют снижению потерь активной энергии и ограничивают рост реактивной энергии при эксплуатации. В результате достигается существенная экономия электроэнергии в процессе эксплуатации до 30%.
- Шинопроводные конструкции отличаются гибкостью и мобильностью: их можно легко разбирать, изменять, дополнять и т.д.
- Шинопровод относится к абсолютно безопасным для человека устройствам: все токоведущие части изолированы, защищены от прямого контакта; пожаробезопасны: не горючи.
- Плотно сжатые шины, заключенные в алюминиевый прессованный корпус, хорошо проводят выработанное тепло на стенки кожуха и от него в окружающую среду, обеспечивая постоянное охлаждение.
- Обладают высокой степенью защиты – стандартная защита IP55 может повышаться вплоть до IP68.
- Практически не требуют специального технического обслуживания в течение всего срока службы (25-30 лет).
- Они отличаются эстетичным внешним видом (возможность окраски в любой цвет и компактность).
ПО НАЗНАЧЕНИЮ ШИНОПРОВОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:
1) магистральные шинопроводы – предназначены для монтажа цеховых магистралей, питающихся от трансформаторных подстанций. Магистральный шинопровод рассчитан на силу тока 800-5000А, служит для подсоединения распределительных шинопроводов, силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников.
2) распределительные шинопроводы – используются для подключения различных приборов и осветительных шинопроводов и выпускаются на номинальные токи 16-800А
3) осветительные шинопроводы – применяются для выполнения осветительных линий и подключения маломощных приборов. Диапозон токов осветительного шинопровода 16-63А
4) троллейные шинопроводы – применяются для установки всех типов оборудования, в том числе кранов, монорельсов, талей, инструментов, машин, автоматизированных систем хранения и поиска и многих других мобильных устройств.
По конструктивному исполнению шинопроводы могут быть открытыми, защищенными и закрытыми. Открытые шинопроводы применяют для магистральных сетей в помещениях с нормальной средой. К шинопроводам открытого типа относятся шинные магистрали и открытые крановые троллеи.
Их выполняют алюминиевыми шинами, прокладываемыми по изоляторам, прикрепленным к фермам и колоннам цеха. В производственных помещениях шинопроводы прокладывают на высоте не менее 3,5 м от уровня пола и не менее 2,5 м от настила мостового крана. Проход открытых шинопроводов через перекрытия, стены и перегородки выполняют в проемах или изоляционных плитах. В местах, опасных по условиям возможности прикосновения, открытые шинопроводы закрывают металлическими сетками или коробами.
Защищенные и закрытые шинопроводы являются основным видом сетей, применяемых для внутрицехового распределения электроэнергии.
У защищенных шинопроводов шины ограждены сеткой, коробом из перфорированных листов и т. п.
У закрытых шинопроводов шины закрыты сплошным коробом.
Наиболее распространены закрытые магистральные шинопроводы серии ШМА и распределительные закрытые шинопроводы серии ШРА с алюминиевыми шинами.
История создания:
В России история развития шинопроводов начинается с 50-х годов. Этот период совпал с бурным индустриальным строительством, кабельно-проводниковой продукции катастрофически не хватало. Главэлектромонтаж Минмонтажспецстроя СССР получил задание о создании альтернативного способа электроснабжения промышленных зданий с применением шинопроводов.
Организация сразу приступила к разработкам и уже в 1958 г. на Пушкинском электромеханическом заводе запустилось первое промышленное производство магистральных шинопроводов. Производство распределительных шинопроводов началось в 1963 г. на Куйбышевском заводе ЭМИ.
В Европе развитие шинопроводов начиналось более 50 лет назад с больших шинопроводов в тяжелом металлическом кожухе, металлических шкафов с болтовыми креплениями для отводных блоков и двигалось к полностью закрытым стальным или алюминиевым кожухом с медными или алюминиевыми проводниками, полностью закрытыми отводными блоками с защищенными контактами для максимальной безопасности.