Особенности рынка минерального сырья
Экономическая теория рассматривает рынок как отношения производителей продукта (продавцов) и его потребителей (покупателей).
В зависимости от числа производителей и потребителей продукции, вступающих в рыночные отношения, выделяются следующие модели рынков.
Таблица 1 – Предлагаемые модели рынков
Количество потребителей | Количество производителей | ||
Много | Несколько | Один | |
Много | Чистая конкуренция | Чистая олигополия | Чистая монополия |
Несколько | Ограниченная монополия потребителя | Двусторонняя олигополия | Ограниченная олигополия потребителя |
Один | Чистая монопсония | Ограниченная монопсония | Двусторонняя монополия |
В условиях рынка чистой конкуренции стандартизованная продукция производится множеством производителей и находит множество потребителей. Цена на продукцию в условиях такой модели рынка устанавливается под воздействием спроса и предложения и не зависит от действий отдельных производителей. Новый производитель относительно может легко войти в рынок и также легко быть вытеснен с него. Олигопольная модель отвечает ситуации, в которой продукт производится ограниченным числом производителей (обычно не более нескольких десятков), каждый из которых вынужден координировать свои цены с ценами других производителей. Цены на олигопольном рынке обычно относительно устойчивы, но новому производителю вклиниться в сложившуюся систему затруднительно. В условиях рынка чистой монополии уникальный продукт производится единственным производителем, который диктует потребителям свою цену.
Наконец, чистая монопсония соответствует условиям, в которых на продукцию имеется единственный потребитель, диктующий цену со своей стороны.
Продукция горных предприятий – минеральное сырье – является сырьем, используемым для производства новых товаров и услуг. В качестве его потребителей обычно выступают другие предприятия-производители. Число предприятий, выступающих в качестве потребителей данного вида минерального сырья, может быть любым, от практически бесконечно большого, до единицы. С другой стороны, количество производителей минерально-сырьевой продукции обычно относительно невелико, либо в силу природной редкости источников этого сырья (месторождений), либо (для общераспространенных видов), в силу экономической нецелесообразности дальней транспортировки сырья и локальности образующихся рынков.
Исходя из этого, наиболее распространенными моделями рынков минерального сырья оказываются конкурентная, олигопольная, монопольная или монопсонная, со всеми переходными вариантами. Конкретный тип рынка, складывающийся в той или иной минерально-сырьевой подотрасли, для того или иного географо-экономического региона (вплоть до глобального масштаба) в значительной степени определяется особенностями их производства и потребления.
Простая модель чистой конкуренции приложима только к рынкам чистых металлов, реализуемых через биржи (медь, свинец, алюминий, никель, золото, серебро, платиноиды).
Олигопольные модели рынков производителей и потребителей свойственны для большинства видов минерального сырья: нефти, газа, бокситов, строительных материалов, химического, технического и керамического сырья. Для этих минеральных видов сырья характерны большие объемы потребления, которые требуют организации стабильности и равномерности их поставок потребителям. Здесь, наряду с ценовой привлекательностью, производитель сырья должен предложить вероятным потребителям варианты транспортировки сырьевых ресурсов с минимальными издержками. Цены на сырье в таких случаях, являются компромиссными с обоих сторон и в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры.
Рынки типов чистой монополии и чистой монопсонии в минерально-сырьевой отрасли относительно редки и иногда могут быть связаны с деятельностью одного и того же конкретного предприятия. Так, мировой рынок необработанных алмазов практически монополизирован компанией Де-Бирс. При этом, для фирм, осуществляющих огранку бриллиантов, изготовление алмазного инструмента и т.п., Де-Бирс выступает в качестве монопольного поставщика, а для фирм, осуществляющих добычу алмазов – в качестве монопсонного потребителя. Аналогичную позицию занимает аффинажный концерн «Джонсон Маттэй» (Великобритания), занимаясь аффинажем более чем 90% платиноидов со всего мира (без России), является монопсонным покупателем сырья, олигопольным производителем аффинированной платины и монопольным продавцом редких платиноидов: осмия, иридия, рутения и родия. Монопольным производителем природного газа в России является РАО «Газпром», добывающий и реализующий свыше 90% российского газа.
В качестве чистой монополии предложения могут выступать также структуры, контролирующие стратегические запасы стран. К примеру, Гохран Министерства финансов России, являясь распорядителем стратегических запасов палладия, определяет его экспортную политику, вводя квоты продажи. Контроль над мировым рынок палладия привел к удвоению цены палладия к 2000 г по сравнению с 1995 г. Схожую позицию занимает Китай на рынке вольфрама и сурьмы, играя на понижении цены и вытесняя с рынка всех производителей с высокими издержками.
Черты чистой монопольного производителя может приобрести предприятие по добыче какого-то совершенно уникального вида сырья. Так, например, уникальным в мире является месторождение своеобразного ювелирно-поделочного камня – чароита (Республика Саха-Якутия).
Рынок типа двусторонней монополиивозникает в таких условиях, когда единственный потребитель, вследствие ограниченности коммуникаций, специфики технологического процесса, способен потреблять только сырье строго определенного сорта (марки), а поставлять такое сырье может единственный производитель. Цены на продукцию рынка двусторонней монополии определяются компромиссным соглашением двух сторон.
Чистая монопольная рыночная структура в минерально-сырьевой отрасли может складываться в условиях, когда крупный металлургический или химический завод оказывается единственным потребителем сырья нескольких рудников ближайшего региона, в силу каких-то причин лишенных возможности вывоза своей продукции за его пределы.