Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект изменения цены
С изменением цены товара ожидаются эффекты двух видов: эффект замещения и эффект дохода. Так, при снижении цены товара В спрос на него при прочих равных условиях возрастет, потому что потребитель склонен замещать им оказавшийся относительно более дорогим товар А. Это явление получило название эффекта замещения. Кроме того, снижение цены товара В дает возможность покупателю приобрести то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив деньги для дополнительных покупок. Другими словами, покупательная способность денежного дохода потребителя возрастет. Данное явление названо эффекта дохода.
Оба эффекта обычно проявляются одновременно, но действуют не всегда в одном направлении, поэтому для более точного определения степени влияния каждого из них необходимо проводить их разграничение.
В зависимости от трактовки неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е. Слуцкого, реальный доход потребителя измеряется количеством благ, которое последний может приобрести на свой денежный доход. Реальный доход будет неизменным, если потребитель в состоянии всякий раз приобретать прежнее количество благ на свой денежный доход.
Согласно подходу Дж. Хикса, реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход. Реальный доход является неизменным, если потребитель за свой денежный доход приобретает набор благ, полезность которого равна полезности прежнего потребительского набора.
Разграничение эффектов замещения и дохода можно показать графически (рис. 2.19).
Рис. 2.19. Эффекты дохода и замещения по Е. Слуцкому для нормального товара.
Первоначально равновесие потребителя соответствует точке Е1. Предположим, что цена товара В снижается. В этом случае бюджетная линия поворачивается из положения I1 в положение I2, потребитель увеличивает объем покупок товара В с QВ1 до QВ2. Это общий эффект изменения цены (∆D), который следует разделить на эффект замещения (∆S) и эффект дохода (∆I).
Чтобы определить эффект замещения в чистом виде, следует представить, что цена блага В изменилась, а реальный доход остался прежним. Для этого воспользуемся вспомогательной бюджетной линией I3 (пунктирная линия на рис. 2.20), имеющей такой же наклон, как и у линии I2, что соответствует изменению РВ. В то же время бюджетная линия I3 проходит через точку первоначального равновесия Е1. Это означает, что при таком бюджетном ограничении первоначальный потребительский набор останется доступным для потребителя, а следовательно, реальный доход будет неизменным.
Вспомогательная бюджетная линия касается кривой безразличия U3. Если бы линия I3 характеризовала бюджетные ограничения реального потребителя, то оптимальным для него был бы набор Е3, при этом потребление блага возросло бы с QВ1 до QВ3 (на величину ∆S). Поскольку вспомогательная бюджетная линия построена с учетом изменения цены, но при сохранении постоянной покупательной способности, то изменение объема спроса ∆S — это и есть величина эффекта замещения.
Эффект замещения представляет собой изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что реальный доход остается неизменным.
Оставшаяся часть прироста величины потребления товара от QВ3 до QВ2 является результатом действия эффекта дохода (∆I). Он связан с переходом от одного бюджетного ограничения к другому, что равносильно увеличению бюджета или покупательной способности потребителя.
Эффект дохода — это результат воздействия на спрос потребителя изменения его реального дохода, вызванного изменением цены товара, без учета эффекта замещения.
9. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.
Конкуренция — это многогранное явление, которое экономисты рассматривают в разных аспектах. В условиях рынка она проявляется в борьбе между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое соперничество неизбежно в рыночной системе, поскольку оно порождается экономической обособленностью товаропроизводителей, их зависимостью от конъюнктуры рынка, борьбой за покупателя.
Для командной экономики, при которой существовал дефицит всех товаров, наоборот, характерна конкуренция покупателей за доступ к материальным благам.
Согласно теории М. Портера, рыночная конкуренция — это система, в которой взаимодействуют пять элементов:
1. Конкуренция, возникающая между фирмами одной отрасли за лучшие позиции на рынке.
2. Конкуренция между функционирующими на рынке фирмами и фирмами, желающими проникнуть на привлекательный для них рынок.
3. Конкуренция между функционирующими на рынке фирмами и фирмами из других отраслей, создающими продукты—субституты и желающими заинтересовать покупателей продуктами—заменителями.
4. Конкуренция между функционирующими фирмами и поставщиками ресурсов для них за лучшие условия покупки ресурсов.
5. Конкуренция между функционирующими фирмами и покупателями их продуктов за лучшие условия продаж.
Большинство экономистов связывают сущность конкуренции с типами рыночных структур, которые мы и рассмотрим в данном параграфе.