Функции и задачи складского хозяйства в логистической системе
Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеющее определенную структуру и выполняющее ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.
Учитывая это, склад можно представить как сложную систему. В то же время сам склад является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Основные функции склада:
• преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение эта функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает большой перечень товаров различных производителей;
• складирование и хранение, позволяющие выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, а также осуществлять непрерывное производство и снабжение. Хранение товаров также необходимо в связи с сезонным потреблением некоторых из них;
• консолидация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем контейнер», что увеличивает издержки по доставке таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства;
• предоставление различных услуг: подготовка товаров для продажи; проверка количества и качества товаров; транспортно экспедиционные услуги и др. Оказание клиентам дополнительных услуг обеспечивает высокий уровень обслуживания склада.
Склады представляют собой один из важнейших элементов логистических систем. Необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Склады различаются:
• по размерам — от небольших помещений до складов-гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);
• высоте укладки грузов (существуют склады, в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 24 м);
• конструкции — закрытые, размещаемые в отдельных помещениях; полузакрытые, имеющие только крышу и неполное количество стен; открытые, представляющие собой специально оборудованные площадки;
• параметрам содержания (хранения), где поддерживается специальный режим температуры и влажности;
• степени механизации складских операций — немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
• наличию железнодорожных путей или водно-пристанционных или портовых складов;
• широте ассортимента хранимого груза — специализированные, со смешенным или универсальным ассортиментом;
• признаку места — склады на участке движения продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
В логистических процессах склады выполняют следующие функции:
• временное размещение и хранение материальных запасов;
• преобразование материальных потоков;
• обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.
Склады промышленных предприятий (здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей) специалистами классифицируются:
• по характеру деятельности;
• назначению — материальные (снабженческие) склады, внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые и др.;
• виду и характеру хранимых материалов — универсальные и специализированные;
• типу здания, конструкции — закрытые, полузакрытые, открытые, специальные (например, бункерные сооружения, резервуары);
• месту расположения и масштабу действия — центральные, участковые, прицеховые и др.;
• степени огнестойкости — несгораемые, трудносгораемые, сгораемые.
Управление запасами
Управление запасами в логистике — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения. Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов, можно разбить на несколько групп:
• отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
• расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
• оплата труда специального персонала;
• дополнительные налоги;
• постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.
В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:
• от простоя производства;
• упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса;
• закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
• потенциальных покупателей и др.
Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель руководствуется конъюнктурой рынка, на котором действуют побудительные мотивы:
• возможность колебания спроса;
• сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
• скидки за покупку крупной партии товаров;
• спекуляции на росте цен;
• снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
• снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
• возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
• возможность немедленного обслуживания покупателей;
• сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
• упрощение процесса управления производством.
Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в системе материально-технического обеспечения используется формула:
J = SТ
где J — общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;
S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;
Т— среднее время транспортировки.
Наиболее часто встречаются два вида контроля состояния запасов.
1. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас на момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать».
2. Система с фиксированным размером заказов при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса). В момент достижения запасов порогового значения заказывается партия постоянного объема. Как только запас какого-либо товара достигает заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа).
Интеллектуальная транспортная система (ИТС, англ. Intelligent transportation system) — это интеллектуальная система, использующая инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами.