Особенности организации производства в грузовых портах
В организационно-техническом отношении грузовой порт представляет собой производственное предприятие в системе водного транспорта страны как комплекс специальных сооружений и оборудования, обеспечивающих безопасный подход судов, их стоянку при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и всех других операций, связанных с обеспечением безопасности плавания.
Портовые сооружения и устройства, входящие в комплекс портового хозяйства и составляющие его материально-техническую базу, называются элементами порта. Количественная характеристика отдельных элементов порта, их размеры и производственная мощность зависят от характера и объема перегрузочных работ и габаритов судов, заходящих в порт. Общее расположение и компоновка участков и отдельных причалов представляют собой план порта.
При разработке плана порта прежде всего решается задача по районированию порта, т.е. производится рациональное для данных конкретных условий разделение причального фронта на участки (районы) и выбор типа порта (русловой, внерусловой либо смешанного типа). Далее по каждому участку обосновывается взаимное расположение причалов и производится размещение на них всех требующихся сооружений и устройств.
Расположение элементов порта в его плане должно соответствовать определенным требованиям, которые сводятся к следующему:
· безопасность входа, выхода и движения судов по акватории;
· безопасность движения транспорта и людей на территории порта;
· возможность районирования и специализации отдельных участков порта или отдельных причалов для переработки определенных грузов;
· рациональность и экономичность схем движения транспорта и перемещения грузов по территории порта;
· возможность развития порта в перспективе.
При этом должна соблюдаться соразмерность отдельных элементов порта и пропорциональность в их развитии.
Как правило, порты общего пользования состоят из нескольких находящихся в черте горда районов общего пользования, в составе которых могут быть и причалы клиентуры, и ряд специальных участков промышленных предприятий. При этом каждый район общего пользования предназначается для преимущественного обслуживания тяготеющей к нему части города и находящихся в ее пределах промышленных предприятий.
Участки порта, работа которых не связана с городом, по возможности размещают вне границ города. К таким участкам относятся прежде всего специализированные по переработке грузов прямого, смешанного, железнодорожно-водного сообщения (перевалочный район), а также обслуживающие клиентуру, предприятия которой находятся вне городской зоны.
Причалы специализируют по роду грузов, что обеспечивает более высокие технико-экономические показатели в их работе. Специализация причалов экономически нецелесообразна при небольших объемах грузооборота и когда нет противопоказаний к переработке на причалах разных грузов.
Причалы жидкого топлива, химических и других опасных грузов, как правило, размещают на участках, находящихся вниз по течению от мест постоянной дислокации флота и ремонтных баз.
Руководство всей производственно-хозяйственной деятельностью порта осуществляет управление порта во главе с начальником порта. Начальник порта назначается начальником пароходства по согласованию с отраслевым управлением водного транспорта. В своей практической работе он руководствуется действующим законодательством, Положением о портах, а также приказами и распоряжениями начальника пароходства, в состав которого входит порт. Начальник порта осуществляет подбор и расстановку руководителей хозяйственных подразделений и отделов управления порта, утверждает производственные задания грузовым районам, издает приказы, направляющие хозяйственную деятельность порта, распоряжается имуществом портового хозяйства, координирует и контролирует работу всех хозяйственных подразделений и отделов порта, разрабатывает и утверждает мероприятия по повышению эффективности деятельности порта.
В непосредственном подчинении начальника порта находятся: главный инженер, заместители, главный бухгалтер и главный экономист, инженер по охране труда.
Рабочий аппарат управления порта составляют функциональные отделы (службы, секторы), количество и штатная численность которых зависят от категории порта, которая в свою очередь определяется размерами грузооборота.
Организация работы порта оказывает непосредственное влияние на работу флота. Почти половину эксплуатационного времени транспортные суда находятся в портах. Четкая и слаженная работа порта, эффективная организация грузовых работ и обслуживания судов способствуют успешному выполнению заданий по перевозке народнохозяйственных грузов. План портового обслуживания как составная часть графика движения флота включает в себя нормы времени выполнения грузовых операций и других вспомогательных операций портового обслуживания судов с момента их прибытия в порт до момента отправления в новый рейс, последовательность выполнения групп операций с судами.
Портовые операции входят в систему комплексного обслуживания флота (КОФ) и являются его важнейшей составной частью. Портовое обслуживание флота подразумевает выполнение группы портово-эксплуатационных операций:
· эксплуатационное обслуживание (производство грузовых, зачистных и рейдово-маневровых работ; предоставление услуг по приему судов и отправлению их в рейс);
· навигационное обслуживание (лоцманская проводка судов, вручение путевой информации и прогнозов погоды командному составу, контроль работы и наладка средств связи и навигационно-штурманских приборов);
· материально-техническое снабжение (снабжение флота топливом, водой, инвентарем и навигационными материалами и т.п.);
· санитарно-техническое обслуживание (контроль санитарного состояния судов, дегазация и дезинсекция грузовых помещений, сбор подсланевых вод и отработанных масел, хозяйственных стоков и пищевых отходов, бытового мусора и т.д.);
· бытовое и торговое обслуживание (обмен постельного и кухонного белья, снабжение плавсостава продовольствием, контроль за исправностью и наладка камбузного хозяйства, холодильного оборудования и т.п.).
Эксплуатация портового хозяйства, производство грузовых работ и портового обслуживания флота требуют разумной и квалифицированной организации и руководства. Портовое обслуживание флота носит комплексный характер, которому вполне приемлем принцип параллельности. Одновременное выполнение отдельных операций портового обслуживания в системе КОФ способствует сокращению стоянок транспортных судов в порту и повышению эффективности работы флота в целом.
Перемещение грузов в порту составляет производственный процесс перегрузочных работ. Производственные процессы в порту совершаются по различным вариантам. Принято обозначать вариант двумя словами, из которых первое – начальное месторасположение груза, а второе – его конечное положение. Например, вариант судно-склад означает выгрузку груза из трюма судна на склад; вариант судно-вагон означает выгрузку груза из трюма судна в вагон.
По характеру прохождения груза через порт варианты подразделяются на складские и прямые. Складскими вариантами являются такие, при которых погрузка и разгрузка судов в порту связаны с размещением грузов на складах порта. Чаще всего груз складируется с целью накопления для отгрузки на судно, комплектации или подработки.
Прямыми вариантами называются такие, при которых груз в порту перегружается из судов на другие виды транспорта и обратно непосредственно, без складирования на портовых складах; таким вариантами являются: судно-вагон, судно-автотранспорт, судно-судно, вагон-судно и т.п. Прямые варианты являются экономически выгодными: при перегрузке по таким вариантам , снижаются расходы на перегрузочные работы, ускоряется доставка грузов потребителям, в наибольшей степени сохраняется качество груза. Эффективность организации перегрузочных работ определяет уровень производственной культуры порта.