Объект и предмет изучения экономики рынка транспортных услуг
Тема 1. Экономика рынка транспортных услуг.
Содержание
1.1. Объект и предмет изучения экономики рынка транспортных услуг
1.2. Определение и содержание транспортной услуги и транспортных операций
1.3. Рынок транспортных услуг: определение и сегментация
1.3.1. Характеристика транспортного рынка.
1.3.2. Общая сегментация транспортного рынка.
1.3.3. Характеристика мирового рынка транспортных услуг и его сегментов.
1.3.4. Сегментация по видам транспорта
1.4. Российский рынок транспортных услуг
1.5. Модели рыночных структур
1.6. Конкуренция на транспортном рынке.
Глоссарий
Пресс-блок
Объект и предмет изучения экономики рынка транспортных услуг
Транспорт как совокупность средств производства, техники, технологий, рабочей силы является объектом изучения технических, естественных, географических, экономических и других наук
Экономика в целом изучает деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров, работ и услуг.
Объектом изучения экономики рынка транспортных услуг является сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа всех видов транспорта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, финансирования, страхования, логистического обслуживания и других работ (услуг), связанных с перевозками. Рынок транспортных услуг как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой, встроенной в международное пространство обращения товаров и перемещения людей.
Являясь элементом мировой производственной инфраструктуры, рынок транспортных услуг обеспечивает мобильность,которая является одним из наиболее фундаментальных и важных характеристик экономической деятельности, так как она удовлетворяет основную потребность перехода от одного места к другому людей, грузов и технологий. All economies and regions do not share the same level of mobility as most are in a different stage in their mobility transition . Все экономики и регионы имеют разный уровень мобильности. Economies that possess greater mobility are often those with better opportunities to develop than those suffering from scarce mobility. Reduced mobility impedes development while greater mobility is a catalyst for development.Ограниченная способность к передвижению препятствует развитию, в то время как большая мобильность является катализатором развития. Mobility is thus a reliable indicator of development.
Экономика рынка транспортных услугдолжна ответить на три основных вопроса:
1. Какие транспортные услугиследует оказывать и в каком количестве? - т.е. определить объем, структуру и виды транспортных услуг по каждому виду транспорта (сегментация рынка)
2. Кто должен оказывать транспортные услуги, какого качества должны быть эти услуги, какие для этого потребуютсяресурсы, с помощью каких технологий будут оказываться транспортные услуги? – т.е. определить виды транспортных компаний, источники ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) и технологию процесса оказания транспортной услуги для каждого вида транспорта (производители транспортных услуг)
3. Для кого требуется оказывать транспортные услуги и как они распределяются между потребителями?
Каждый рынок имеет свою собственную структуру и делится на определенное количество секторов.
Эффективные транспортные рынки обеспечивают экономические и социальные возможности соответствующего этапа развития общества и конкурентные преимущества национальной экономики (улучшение доступа к рынкам, рост занятости населения и дополнительные инвестиции в бизнес). When transport systems are deficient in terms of capacity or reliability, they can have an economic cost such as reduced or missed opportunities. Несовершенные с точки зрения мощности и надежности, рынки способствуют росту экономических издержек всех остальных отраслей экономики, поскольку снижают уровень мобильности общества и снижают интерес к такому обществу – бизнес в состоянии упущенных возможностей. Transport also carries an important social and environmental load, which cannot be neglected. Транспорт также выполняет важную социальную и экологическую нагрузку, которая должна учитываться при определении его уровня в стране и регионе. Thus, from a general standpoint the economic impacts of transportation can be direct and indirect :
Предметом изучения экономики рынка транспортных услуг является модель взаимодействия участников рынка перевозок, в том числе механизмов взаимодействия с государством, бизнесом, обществом и пользователями транспортных услуг и развития конкуренции.
1.2. Определение и содержание транспортной услуги и транспортных операций
Базовым понятием транспортного рынка является понятие транспорта и продукции перевозки. Транспорт (от лат. “перемещаю”) – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей. В системе мирового хозяйственного комплекса транспорт занимает особое место, являясь одной из базовых отраслей, формирующих инфраструктуру мирового хозяйства и оказывающих непосредственное влияние на эффективное и динамичное развитие производства. Обеспечивая бесперебойное перемещение предметов и средств труда, транспорт создает условия для непрерывного функционирования общественного производства.
Перемещение вещественного продукта из сферы производства в сферу потребления есть продолжение процесса производства в процессе обращения. Издержки по перемещению продукции из пунктов производства в пункты ее потребления относятся к издержкам обращения, его транспортным составляющим и включаются в конечную цену потребления. Поэтому в ценовой конкуренции товаров транспортный фактор играет значительную роль.
Транспорт относится к сфере материального производства: само движение транспорта, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает (рис. 1). При этом перемещение является услугой и эта услуга специфична тем, что не поддается накоплению, а конечный результат (запасы перемещенных товаров) всегда в какой-то степени ограничен.
Рис.1 ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ И СТОИМОСТИ ТОВАРА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».
В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.
Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги поставляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.
Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Оно охватывает широкое поле деятельности от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Согласно ГК РФ услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для свободно эквивалентного обмена произведенными благами.
В отличие от других отраслей материального производства, где превалируют объемные показатели, понятие “количество перевезенных грузов” не полностью отражает величину транспортной услуги, т.к. она зависит также от расстояния перевозки. Более точно объем услуги транспорта выражается в грузообороте, который равен произведению объема перевезенных грузов на расстояние их перевозки и измеряется в тонно-километрах (т-км) или тонно-милях (т-миля). Эта же величина используется для характеристики объема спроса на транспортные перевозки, поскольку весь спрос полностью удовлетворяется только благодаря постоянному наличию избыточного тоннажа. Аналогично оценивается показатель пассажирооборота.
Осуществляя транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром торговли и служат предметом купли-продажи на транспортных рынках.
Таким образом, транспортная услуга является деятельностью хозяйствующего субъекта, направленной на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемая по предварительному согласию производителя услуги и его потребителя.
С точки зрения экономических последствий транспорт имеет:
Direct impacts related to accessibility change where transport enables larger markets and enables to save time and costs. Прямое воздействие на экономику и общество, связанное с высокой степенью доступности на все рынки производства и потребления товаров, тем самым расширяя их и позволяя экономить время и затраты.
Косвенное воздействие, связанное с экономическими последствиями эффекта мультипликатора, прежде всего роста конкуренции на отраслевых рынках, позволяющей снижать цены на товары и услуги и увеличивать их разнообразие.
Providing this mobility is an industry that offers services to its customers, employs people and pays wages, invests capital and generates income.Об уровне развития транспорта свидетельствуют показатели, определяемые:
- At the macroeconomic level (the importance of transportation for a whole economy), transportation and the mobility it confers are linked to a level of output, employment and income within a national economy. На макроэкономическом уровне (значение транспорта для всей экономики), транспорт и мобильность связаны с темпами роста ВВП, уровнем занятости и доходности бизнеса в национальной экономике. In many developed countries, transportation accounts between 6% and 12% of the GDP. Во многих развитых странах, транспорт приходится от 6% до 12% от ВВП.
· At the microeconomic level (the importance of transportation for specific parts of the economy) transportation is linked to producer, consumer and production costs. На микроэкономическом уровне (значение транспорта для отдельных отраслей и регионов) транспортировка связана с производителем, потребителем и издержками производства. The importance of specific transport activities and infrastructure can thus be assessed for each sector of the economy . Важность конкретных видов деятельности транспорта и развития его инфраструктуры оценивается для каждого сектора экономики как доля транспортной составляющей в стоимости выпускаемой продукции. Transportation accounts on average between 10% and 15% of household expenditures while it accounts around 4% of the costs of each unit of output in manufacturing, but this figure varies greatly according to sub sectors. Транспорт составляют в среднем между 10% и 15% от расходов домашних хозяйств и его доля в каждой единицы продукции, например, машиностроения 14 %, а в каждой тонне угля 20 %. Transportation links together the factors of production in a complex web of relationships between producers and consumers.