Выбор вида транспортных средств

Автомобильный транспорт не может составить конкуренцию железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего:

• из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок;

• большой дальности перевозок;

• отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России:

• внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки;

• перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Преимущества автомобильного транспорта:

• высокая маневренность и оперативность;

• регулярность поставки;

• менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта;

• возможность использования различных маршрутов и схем дос­тавки;

• возможность отправки груза малыми партиями.

Недостатки автомобильного транспорта:

• сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максима­льной грузоподъемности автомобиля);

• срочность разгрузки;

• возможность хищения груза;

• возможность угона автотранспорта;

• сравнительно малая грузоподъемность;

• недостаточная экологическая чистота;

•* зависимость от погодных и дорожных условий.

. В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эф­
фективен для перевозки массовых видов грузов на средние и
дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых по­
токов.

Преимущества железнодорожного транспорта:

• сравнительно невысокая себестоимость перевозки;

• хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

• возможность доставки груза на большие расстояния;

• регулярность перевозок;

. • возможность эффективной организации погрузочно-разгрузоч-ных работ;

• значительные скидки для транзитных отправок. Недостатки железнодорожного транспорта:

• ограниченное число перевозчиков;

• большие капитальные.вложения в производственно-техничес­кую базу;

• высокая энергоемкость перевозок;

• низкая доступность к конечным точкам продаж.

3. Морской транспорт — самый крупный перевозчик в международ­
ных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном
внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все
грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Вели­
ка его роль в каботажных (внутренних) перевозках для север­
ных и восточных прибрежных регионов страны.

Преимущества морского транспорта:

• низкие грузовые тарифы;

• высокая провозная способность.

Недостатки морского транспорта'.

• низкая скорость;

• жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

• малая частота отправок.

4. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для пе­
ревозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние
расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно
пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдер­
живает конкуренции с другими видами транспорта и практически
превратился в специфический вид технологического тран­
спорта, предназначенного для перевозки минерально-строи­
тельных материалов.

Преимущество внутреннего водного транспорта — низкие грузо­вые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 т на рас­стояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки внутреннего водного транспорта:

• малая скорость доставки;

• низкая доступность в географическом плане из-за ограниче­ний, которые накладывает конфигурация водных путей;

*/ сезонность.

5. По своим функциям воздушный транспорт также относится к
узкоспециализированным: он осуществляет в основном пасса­
жирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и
имеет большое значение в транспортировке грузов:

• ценных;

• скоропортящихся;

• срочных.

Преимущества воздушного транспорта:

• высокая скорость;

• возможность достижения отдаленных районов;

• наиболее короткие маршруты перевозок;

• высокая сохранность грузов. Недостатки воздушного транспорта:

• высокие грузовые тарифы;

^ зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблю­дения графика поставки.

6. Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа,
нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для пе­рекачки на дальние расстояния жидких и газообразных про­дуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепро­дукты.

Преимущества трубопроводного транспорта:

• высокая скорость доставки;

• наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.

Недостатки трубопроводного транспорта:

• узкая специализация;

• опасные последствия аварийных ситуаций;

• возможность хищений.

. Исходными данными для выбора оптимального вида транспор­та для конкретной перевозки является информация'.

/ о характерных особенностях различных видов транспорта, их преимуществах и недостатках;

• других задачах логистики, связанных с транспортировкой про­
дукции, таких, как создание и поддержание оптимального
уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта'.

• время доставки;

• частота отправлений груза;

• надежность соблюдения графика доставки;

• способность перевозить разные грузы;

• способность доставить груз в любую точку территории;

• стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости различных факторов показыва­ет, что при выборе транспорта в первую очередь следует ориен­тироваться'.

• на надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки;

• стоимость перевозки.

Существуют приблизительные оценки различных видов транспорта по каждому из основных факторов выбора вида транспорта, позволяющие предварительно определить степень соответствия того или иного вида транспорта условиям перевозки . Но правильность сделанного вы­бора, должна быть подтверждена технико-экономическими рас­четами.

1• Транспортные тарифы являются базой расчетов за транспорт­ные услуги и формируются на основе:

• платы за перевозку грузов;

• сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

• правил исчисления плат и сборов.

Экономическая категория транспортные тарифы — форы цены на продукцию транспорта. Их стоимость должна обеспечивать

*/ транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

• покупателю транспортных услуг — возможность покрытия тра­
нспортных расходов.

Поскольку стоимость перевозки — один из существенных фак­торов выбора перевозчика, борьба за клиентов в условиях кон­куренции также вносит коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испыты­вают сегодня серьезную конкуренцию со стороны автомобиль­ного транспорта в перевозках небольших партий грузов так на­зываемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодо­рожных тарифов.

Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относитель­ное снижение в феврале 1994 г. ставок сбора за охрану и со­провождение грузов подразделениями военизированной охра­ны Министерства путей сообщения увеличило спрос на эту услугу.

2. Для определения стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом используют тарифы:

• общие — это основной вид тарифов, с помощью которых опре­деляется стоимость перевозки основной массы грузов;

• исключительные — устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распро­страняются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исклю­чительные тарифы позволяют влиять на размещение промыш­ленности, так как с их помощью можно регулировать стои­мость перевозки отдельных видов сырья, например каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помо­щью исключительных тарифов стоимость перевозок в различ­ные периоды года, добиваются снижения уровня неравномер­ности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и кон­тейнеров;

' льготные— применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;

• местные — устанавливают начальники отдельных железных
дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за пере­
возку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах
данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополу­чателей и грузоотправителей сборы, т. е. плату за дополнитель­ные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно'.

• за хранение, взвешивание или проверку веса груза;

• подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;

• экспедирование грузов;

• погрузочно-разгрузочные работы и др.

Для определения стоимости перевозки грузов автомобильным транспортом используют следующие виды тарифов:

• сдельные на перевозку грузов;

• на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

• за повременное пользование грузовыми автомобилями;

• из покилометрового расчета;

• за перегон подвижного состава;

• договорные.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие фак­торы.

• расстояние перевозки;

• масса груза;

• объемный вес груза, характеризующий возможность использо­вания грузоподъемнбети автомобиля;

• грузоподъемность автомобиля;

• общий пробег;

• время использования автомобиля;

• тип автомобиля;

• район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд дру­гих факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях кон­кретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевоз­ки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми авто­мобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устой­чивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

4. Тарифы на перевозки грузов речным транспортом, сборы за пе­регрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъ­юнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладыва­ется себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рен­табельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

5. Плата за перевозку грузов морским транспортом осуществля­ется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то пе­ревозка выполняется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объяв­ленному тарифу. В том случае, когда при выполнении пере­возки работа грузовых судов не связана с постоянными рай­онами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка опла­чивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавлива­ется в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Контрольные вопросы по теме : Транспортная логистика

1. Определите место транспортной логистики в логистической системе фирмы.

2. Назовите основные виды транспорта. В чем их преимущества и недостатки?

3. Назовите виды поставщиков услуг и укажите различия между ними.

4. Перечислите и поясните экономические факторы транспортировки.

5. Какие, на ваш взгляд, тенденции существуют в настоящее время на рынке транспортных услуг? Поясните ваше мнение.

6. Появление и развитие информационных технологий отражается на отслеживании, анализе и надежности перевозки. Как, по-вашему, будет развиваться информационное сопровождение перевозок?

Наши рекомендации