Этапы процесса управления лог. рисками в цепи поставок
Первые два этапа представляют собой соответственно качественный (описание всех предполагаемых рисков проекта) и количественный (непосредственные расчѐты изменений эффективности проекта в связи с рисками) анализ.
1. Выявление и идентификация предполагаемых рисков;
Для определения объекта управления необходимо выявить все возможные риски данного логистического проекта. Проводится качественный анализ (описание всех предполагаемых рисков проекта) Их можно сразу разделить на 3 группы:
1. проявляются в течение продолжительного периода времени, и у компании есть время приспособиться – например, вступление в силу налогового кодекса;
2. происходят мгновенно, но ущерб распределяется во времени – отзыв товара или продукции ввиду обнаруженного дефекта;
3. проявляются мгновенно, основной ущерб наносится в течение минимально короткого промежутка времени – взрыв, пожар на предприятии.
2. Анализ и оценка риска;
Проводится количественный (непосредственные расчѐты изменений эффективности проекта в связи с рисками) анализ, на основе количественных методов анализа и оценки рисков. Эти методы:
· статистические методы (PERT),
· методы статистических испытаний (метод Монте-Карло и др.),
· анализ целесообразности затрат,
· метод экспертных оценок,
· аналитические методы (анализ чувствительности модели, анализ величины относительности рисков, метод аналогий
· ) и др.
Количественная оценка рисков необходима для принятия решения о целесообразности реализации проекта.
3. Выбор метода и мер (инструментов) управления риском;
Методы управления рисками могут быть разделены на две группы:
· юридические (передача риска);
· технико-экономические (сохранение риска).
Юридические методы основаны на передаче части выявленных рисков другому лицу на основании определѐнной нормы права. К юридическим относятся следующие методы:
· передача риска по контракту другой организации в том случае, если величина возможного риска неприемлема для предприятия;
· установление залога (предметом залога может быть, за некоторыми исключениями, любое имущество и имущественные права);
· установление неустойки на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;
· поручительство и банковская гарантия;
· страхование.
Технико-экономические методы:
· установка специальных технических устройств;
· самострахование – признание возможного ущерба в случае недоступности других способов его минимизации или в случае малой вероятности риска (убытки покрываются из резервного страхового фонда предприятия);
· объединение риска – распределение его между несколькими участниками так, чтобы вероятность убытков для каждого из них была несущественной;
· получение исчерпывающей информации о платѐжеспособности партнѐров, совершаемых ими операциях и об условиях осуществления проекта.
Предотвращение и контролирование риска (разработка и реализация мер снижения рисков)
Деятельность по предотвращению и контролированию рисков включает в себя:
· мониторинг рисков;
· прогнозирование рисков;
· информирование руководства о грозящих опасностях и выработка рекомендаций в связи с этим;
· специальные организационно-технические мероприятия в рамках программ предотвращения и контролирования рисков (обучение персонала, внедрение систем электронного контроля оборудования и др.).
Финансирование риска.
Финансирование риска осуществляется в случае нецелесообразности превентивных мероприятий из-за высоких затрат на них и фактически подразумевает применение страхования и самострахования.
Финансирование риска во многих случаях не исключает, а предполагает одновременное использование метода предотвращения и контролирования рисков. В договорах страхования по многим видам рисков содержатся статьи, предусматривающие осуществление страхователем необходимых превентивных мер (противопожарных, по технике безопасности, по хранению имущества, по ремонту оборудования и т. д.).
Оценка результатов
Итог деятельности в области риск-менеджмента в рамках данного мероприятия; проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировки методик анализа риска, оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценки результатов, используются при реализации последующих решений в коммерческой деятельности.
Самое главное в любом анализе – принятие управленческого решения по результатам.
В основе управления рисками проекта лежит так называемая концепция приемлемого риска, которая подразумевает невозможность полного устранения потенциальных причин, которые могут привести к нежелательному развитию событий и в результате – к отклонению от выбранной цели. Она же: принцип ALARA (As Low As Reasonable Achievable). «Если нельзя выбрать абсолютно безопасный проект, то необходимо стремиться к достижению такого уровня безопасности, который можно счесть для него приемлемым».
Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий. Оценка результатов управления рисками проводится с целью применения полученных выводов для последующих решений в области риск-менеджмента проекта.