Современные теории менеджмента (с 1960 года)
Подходы в теории менеджмента
Количественные школы управления или школы науки управления
Процесный подход (с конца 50 – х годов 20 века):
Управление – это не дискретные действия и решения, а скорее непрерывный многоаспектный процесс.
Согласно этому подходу в организациях выделяют следующие виды процессов:
- основные – непосредственно направленные на производство базового продукта;
- вспомогательные – непосредственно не связанные с производством, но направленные на обеспечивание успешного протекания прочих процессов (учетные и аналитические операции и управленческие процессы);
- венчурные – направлены на производство неосновного продукта;
- связующие – объединяющие первые 3 в единое целое и пронизывающее всю организацию (коммуникации и процесс принятия управленческих решений).
Системный подход (70-е годы 20 века)
Организация это система, т.е. некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Закрытые системы имеют жесткие фиксированные границы, являются самообеспечивающимися, самодотаточными и относительно не зависят от окружающей среды.
Открытые системы не имеют жестких границ, находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой и как правило имеют механизм адаптации к изменениям во внешней среде.
Теория 7 ”S” (теория Мак-Кинси) – согласно этой теории рассматриваются факторы, которые являются важными для развития организации:
Стратегия – планы и направления действия, устанавливающие распределение ресурсов и фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения целей;
Навыки – отличительные возможности ключевых людей в организации;
Общепризнанные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов;
Структура – внутренняя композиция организации, отражающая ее разделение на подразделения, их иерархическую субординацию и разделение власти между ними;
Система – процедуры и рутинные процессы протекающие в организации;
Штат – это важные группы в организации, охарактеризованные по определенному признаку;
Стиль – способ, каким руководитель управляет организацией.
Ситуационный подход (кейсовый – начало 80-х годов):
В рамках данного подхода предпринята попытка увязать конкретные практические приемы и научные концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективным способом.
В рамках данного подхода имеет место синтез двух идей:
1) Уникальность – каждая ситуация в своем роде неповторима;
2) Универсальность – существует одно наилучшее решение.
Ситуационные воззрения базируются на следующих предположениях:
Организационные феномены укладываются в логические структуры;
В близких по характеру ситуациях руководители действуют схожим образом.
Эти идеи заложены в основу четырехшаговой методологии ситуационного подхода:
1) Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые уже доказали свою эффективность;
2) Каждое из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия использования каждой из них.
3) Руководитель должен правильно определять какие факторы будут наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;
4) Руководитель должен увязать применение приемов, которые вызовут минимальный отрицательный эффект с конкретными ситуациями.
Эмпирическая школа управления.
Томас Питерс и Роберт Уотермен – «В поисках эффективного управления» (80-90-е годы)
1) Ориентация на действия и достижение успехов. Эффективные кампани, проволочкам и длительному анализу противопоставляют при столкновении с проблемой быстроту решений и конкретное действие. Они создают целевые творческие коллективы, вырабатывают идеи, проверяют их и оперативно реализуют.
2) Лицо потребителю. Эффективные компании проверяют выработанные идеи на потребителе, учатся у людей, которых обслуживают.
3) Самостоятельность и предприимчивость. Склонные нововведениям компании способствуют тому, чтобы в организации было много лидеров и новаторов. Они поощряют оправданную степень риска и поддерживают удачное начинание. Ориентация на нововведения является доминирующей.
4) Производительность зависит от человека. Эффективные компании рассматривают персонал как главный источник достижений в области качества и производительности. Они не одобряют установок типа «мы и они» в области трудовых отношений и не считают основным источником повышения эффективности капиталовложения.
5) Связь с жизнью и ценностное руководство. Эффективные компании исходят из того, что философия организации и корпоративная культура играют важнейшую роль в ее достижении.
6) Верность своему делу. Шансы на высокую эффективность выглядят гораздо предпочтительнее у компаний, которые разумно придерживаются того дела, которое знают. Им не свойственно вторгаться в незнакомые сферы деятельности.
7) Простата формы, скромность штата правления. Организационная структура в эффективных компаниях отличается простотой и гибким реагированием на изменение во внешней среде. Штат управления оптимальный.
8) Свобода и жесткость одновременно. Данные компании предстают одновременно и централизованными и децентрализованными. С одной стороны они готовы распространять автономию вплоть до цехов и участков. С другой они являются фанатичными централистами в том, что касается немногих коренных ценностей, которым они привержены.