Выбор метода свертывания относительных единичных показателей

Свертывание показателей качества (комплексирование) – их объединение (агрегирование),осуществляемое по тому или иному закону.

Q = f (n, qi, аi),

где Q – комплексный обобщенный показатель, характеризующий качество продукции;

n – число оцениваемых показателей качества;

qi – относительный i – й показатель качества изделия;

аi – коэффициент весомости i-го единичного показателя качества Pi;

f (...) – применяемая функция.

7. Оценка уровня качества.

После выбора метода свертывания, переходят к вычислениям комплексного показателя уровня качества Q.

Принятие решения.

Это заключительный этап, логически вытекающий из цели оценки. Если результат не соответствует техническому заданию, то принимаются меры по проведению дополнительных НИОКР, затем повторная оценка.

Пример. Для оценки технического уровня качества часов используется оценочное число Q, которое вычисляется по формуле:

Q = a1q1 + a2q2 + a3q3, где

q1 – относительный показатель изохронной погрешности P1 (определение точности хода при различной величине завода часов);

q2 – относительный показатель позиционной погрешности Р2 (определение точности хода при различном пространственном положении часов);

q3 – относительный показатель температурной погрешности;

а1, а2, а3 – весовые коэффициенты, определенные экспертным методом и равные 0,12; 0,08 и 0,8 соответственно;

Пусть у оцениваемого изделия: Р1 = 0,12 с/сут.; Р2 = 0,15 с/сут.; Р3 = 0,3 с/сут., а у базового образца: Р1б = 0,18 с/сут.; Р2б = 0,17 с/сут.; Р3б = 0,28 с/сут.

Р1 0,12

Тогда: q1 = -------- = ----------- = 0, 66;

Р1б 0,18

Р2 0,15

q2 = -------- = ----------- = 0, 88;

Р2б 0,17

Р3 0,3

q3 = -------- = ----------- = 1,07.

Р3б 0,28

Определим комплексный показатель, характеризующий технический уровень оцениваемых часов: Q = а1q1 + a2q2 + a3q3 = 0,12 x 0, 66 + 0,08 x 0,88 + 0,8 x 1,07 = 0,08 + 0,07 + 0,9 = 1,05, т.е. технический уровень оцениваемых часов выше технического уровня базового образца.

Обеспечение качества – это совокупность способов, методов и действий, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга, удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Управление качеством – действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству.

Принципы управления качеством: принцип целенаправленности, принцип системности и принцип непрерывности.

Политика в области качества – основные направления, цели и задачи в области качества. .

В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.

Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при задании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

§ количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);

§ отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);

§ стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);

§ методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);

§ характеру использования для оценки уровня качества (базовые, относительные);

§ способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами, и размерные).

Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.

Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные.

Базовые ценности - это потребительские ценности, заложенные в продукцию на этапе проектирования и характеризующиеся эксплуатационными показателями качества, к которым относятся показатели назначения (функциональные), надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), технической эстетики (целостность композиции, совершенство товарного вида), экологические (физические, химические, микробиологические), эргономические (соответствие эргономичным требованиям в рабочей зоне), патентно-правовые (патентная чистота, патентная защита), безопасности и транспортабельности.

Перечисленные показатели характеризуют продукцию на протяжении всего ее жизненного цикла. Они могут совершенствоваться, изменяться, но их начальная номенклатура не меняется. Эти показатели определяют базовое потребительское качество, которое является основой для сравнения с продукцией конкурентов.

К базовым ценностям относится и себестоимость продукции, характеризующая производственно-технологическую базу предприятия-изготовителя и его ресурсный потенциал. Себестоимость изготовления продукции фактически является суммой затрат на создание и реализацию продукции с заданными базовыми показателями качества, то есть имеет место высокая корреляция между базовым качеством изделия и себестоимостью его изготовления.

Постоянные, временные, сопутствующие и привнесенные потребительские ценности дополняют базовые. Дополнительные ценности не изменяют базового качества, заложенного при проектировании продукции, но усиливают или оттеняют его действие в глазах потребителя, что выражается в повышении потребительской стоимости продукции.

Постоянные ценности - это такие дополнительные потребительские ценности, которые действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение. Например, имидж фирмы-изготовителя продукции, престиж магазина, сертификат на систему качества, популярность торговой марки и т.д. эти ценности имеют различный рейтинг. Их воздействие на покупателя позволяет немного увеличить потребительскую стоимость продукции.

Временные ценности – дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж. Эти ценности, как правило, на какое-то время позволяют держать ударные цены на продукцию. Идеально, когда жизненный цикл товара соразмерен с длительностью действия временных ценностей.

Сопутствующие ценности – дополнительные потребительские ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров). Сопутствующие ценности могут как способствовать ликвидности продукции, так и затруднять ее реализацию. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих ценностей может значительно колебаться во времени.

Привнесенные ценности – информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенного отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей. К привнесенным ценностям также относятся слухи, мнения, жизненный опыт. Воздействие привнесенных ценностей может быть как временным, так и постоянным (например, реклама). Привнесенные ценности во времени действуют аналогично сопутствующим. Колебательный характер наценки вызван ослаблением во времени воздействия информационных мероприятий (до ее возобновления).

Универсальные ценности – рыночная стоимость продукции или цена. Цена - главная ценность, которая, как зеркало, адекватна потребительским свойствам, но с какой-то погрешностью, вызванной стохастическим характером зависимости цены и качества. Вместе тем цена, какой бы ни была продукция, имеет универсальную размерность (в денежном выражении), то есть по ней можно сравнивать ценность разных по виду и качеству изделий.

Итак, из всего перечисленного можно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. На основе базовых ценностей (показателей качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

Относительный показатель качества продукции (Ki)- отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле

Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru ,

где Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru - значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru - значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При это может быть использована функциональная зависимость:

К=f(n, bi,ki), i= 1,2,3,…,ni,

где К- комплексный показатель качества продукции;

n- число учитываемых показателей;

bi- коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki – i-й показатель качества (единичный или относительный).

Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 9.1. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

Комплексный показатель качества продукции - это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, Кг – коэффициент готовности.

Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru = Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru ,

где Т- наработка изделия на отказ ( показатель безотказности);

Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), то есть Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность.

В свою очередь

Твоу,

где То-среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

Ту-среднее время, необходимое для устранения отказа.

Интегральный показатель качества продукции (И, эффект/руб.) – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru

где Э- суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

Выбор метода свертывания относительных единичных показателей - student2.ru - суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

Зэ- суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

1/И- удельные затраты на единицу эффекта.

Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

Наши рекомендации