Основные предпосылки маржинального анализа. Показатель маржинального дохода и его модификация
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки – объем производства (реализации) продукции – прибыль» – и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
В основу этой методики положено деление операционных затрат в зависимости от их эластичности к изменению уровня деловой активности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование предельных величин.
Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты – объем продаж – прибыль»:
• более точно исчислить влияние факторов на изменение себестоимости продукции (услуг), прибыли и рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов;
• определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
• более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность работы отдельных сегментов предприятия;
• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики; вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
• необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;
• переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
• постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
• тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
• использования категории маржинальной прибыли (маржи покрытия).
Обоснование функциональной зависимости между суммой прибыли, объемом реализации и себестоимостью продукции.
Выручка от реализации продукции за вычетом переменных затрат составляетмаржинальный доход, который является важным параметром в оценке управленческих решений. Данный показатель представляет собой сумму, которая остается в составе стоимости продукта (выручки) после вычета зависящих непосредственно от объема производства переменных затрат. Экономический смысл маржинального дохода в том, что он обеспечивает покрытие постоянных затрат, поэтому маржинальный доход иногда называют суммой покрытия.
где МД — маржинальный доход;
В — выручка от реализации;
П — прибыль.
После того, как за счет полученного маржинального дохода покрыты постоянные затраты организации, каждая вновь проданная единица продукции способствует получению прибыли. До этого, т. е. в случае недостаточности маржинального дохода для покрытия постоянных затрат, организация терпит убытки.
Из этого можно вывести следующие соотношения:
Если отдельный вид продукции приносит маржинальный доход, он тем самым в определенной степени обеспечивает покрытие постоянных затрат организации, снижая риск, связанный с убыточностью производства.
Величина маржинального дохода является важным показателем в системе управления прибылью от реализации. Для того чтобы обеспечить получение требуемой (плановой) величины прибыли, необходимо поддерживать определенное отношение маржинального дохода к выручке (коэффициент маржинального дохода). Средняя величина данного показателя складывается под влиянием доходности отдельных видов продукции и той доли, которую они занимают в общем объеме реализации, т. е. из отдельных отношений маржинального дохода, приносимого каждым видом продукции, к выручке.
Коэффициент маржинального дохода в целом по организации (КМД) может рассчитываться по формуле
где Цi —цена единицы i-го вида продукции
СТРi — доля i-го вида продукции в общем объеме реализации.
С помощью коэффициента маржинального дохода можно рассчитать ожидаемую (плановую) величину маржинального дохода. Для этого необходимо умножить ожидаемый (плановый) объем реализации (РППЛ) на полученную величину коэффициента маржинального дохода.