Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции
Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукции являются:
¾ бизнес-план;
¾ журнал-ордер № 10 и 10/1, ведомости № 15 и № 12;
¾ данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам;
¾ бухгалтерская отчетность форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
¾ плановые и отчетные калькуляции единицы продукции;
¾ статистическая отчетность (табл.2.11).
Таблица 2.11 – Статистические источники информации для проведения анализа себестоимости продукции
Наименование формы государственной статистической отчетности | Индекс и периодичность формы |
Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) | 4-ф (затраты), квартальная |
Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг) | 1-п (затраты), годовая |
Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг) | 6-п (затраты), 9 раз в год |
Отчет о производстве промышленной продукции (работ и услуг) | 12-п (срочная), месячная |
Отчет о ценах производителей промышленной продукции | 12-цены (производителей), месячная |
Регламентация состава и структуры затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), обеспечение единообразия в исчислении экономически обоснованной величины затрат, необходимой для производства и реализации продукции, определение порядка формирования себестоимости продукции в промышленных организациях осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства промышленности Республики Беларусь № 881 от 31.12.2010г.
Планирование, учет и анализ себестоимости продукции ведутся в следующих направлениях:
1. в разрезе элементов затрат, позволяющих сформировать себестоимость всей производимой продукции:
¾ материальные затраты;
¾ затраты на оплату труда;
¾ отчисления на социальные нужды;
¾ амортизация основных средств и нематериальных активов;
¾ прочие затраты;
и калькуляционных статей, которые предназначены для определения себестоимости единицы продукции определенного вида:
¾ сырье и материалы;
¾ покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
¾ возвратные отходы (вычитаются);
¾ топливо и энергия на технологические цели;
¾ основная заработная плата производственных рабочих;
¾ дополнительная заработная плата производственных рабочих;
¾ налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, сборы отчисления местным органам власти, согласно законодательству;
¾ расходы на подготовку и освоение производства;
¾ погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (прочие специальные расходы);
¾ общепроизводственные расходы;
¾ общехозяйственные расходы;
¾ технологические потери;
¾ потери от брака;
¾ прочие производственные расходы;
¾ расходы на реализацию;
2. в разрезе прямых затрат, которые относятся общей суммой на себестоимость определенных изделий(сырье и материалы, заработная плата производственных рабочих, связанных с производством определенных видов продукции), и косвенных затрат, которые связаны с производством нескольких видов продукциии распределяются между ними пропорционально общепринятой базе (общепроизводственные, общехозяйственные, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭМО), расходы на реализацию);
3. в разрезе постоянных расходов, не изменяющихся от объема производства(амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, заработная плата служащих), и переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства(сдельная заработная плата, сырье и материалы).
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции зависит от четырех главных факторов и может быть выражена следующей моделью:
,
где Y – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции; bi – удельные переменные затраты; – общий объем производства продукции; УДi – удельный вес i-того вида продукции в общем объеме; А – сумма постоянных расходов.
Рассчитать влияние факторов по данной модели можно способом цепных подстановок без отклонений в методике.
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции может быть выражена и следующей моделью:
.
В таком случае рассчитать влияние этих факторов можно способом цепных подстановок по следующему алгоритму:
; ;
; ;
;
∆Yx=Yусл1 – Yп;
∆Yструктуры=Yусл2 – Yусл1;
∆Yb=Yусл3 – Yусл2;
∆YА=Yф – Yусл3.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат. Себестоимость изделия зависит от изменения объема его производства, удельных переменных затрат и постоянных расходов. Рассчитать влияние этих факторов можно способом цепных подстановок по следующему алгоритму:
, где Yi – себестоимость i-того изделия.
; ; ; ; ; ;
.
2.5.2 Анализ затрат на рубль продукции
Показатель «затраты на рубль продукции» исчисляется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости продукции в действующих ценах. На его уровень влияют следующие факторы первого порядка:
¾ объем производства;
¾ структура производства;
¾ уровень удельных переменных затрат;
¾ сумма постоянных затрат;
¾ отпускные цены на продукцию.
Влияние данных факторов на изменение затрат на рубль продукции можно определить по с модели:
,
где З – затраты на рубль продукции; Цi – отпускная цена i-того вида продукции.
По данной модели можно рассчитать размер влияния факторов способом цепных подстановок без отклонений в методике. Кроме того, для проведения факторного анализа можно использовать и следующую модель:
.
Рассчитать влияние в таком случае можно способом цепных подстановок по следующему алгоритму:
; ;
; ;
; ;
∆Зx = Зусл1 – Зп; ∆Зструктуры = Зусл2 – Зусл1; ∆Зb = Зусл3 – Зусл2;
∆ЗА = Зусл4 – Зусл3; ∆ЗЦ = Зф – Зусл4.
Чтобы установить как выше названные факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.