Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Отграничение от террористического акта
(ст. 277)
Государственный деятель - глава государства, руководители государственных органов исполнительной и законодательной власти федерального уровня (депутаты Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ и пр.) и субъектов Федерации, а также руководящие работники государственного аппарата и другие высокопоставленные государственные служащие (например, члены избирательных комиссий).
Общественный деятель - руководитель или видный деятель, активист политических партий, массовых движений, профсоюзных и религиозных организаций, иных законных общественных объединений. К общественным деятелям могут быть также отнесены широко известные представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате совершенного деяния дестабилизируется политическая обстановка в стране, обостряются противоречия в политической сфере, подрывается авторитет государства на международной арене.
Объектпосягательства — закрепленная в Конституции РФ политическая система РФ, а также жизнь и здоровье потерпевших (дополнительный объект).
Потерпевший- государственный или общественный деятель.
Объективная сторонавыражается в посягательстве на жизнь. Под ним следует понимать убийство или покушение на убийство. В понятие «посягательство» входит также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека в момент его нанесения, поскольку его причинение само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью.
Преступление считается оконченнымв момент осуществления посягательства независимо от наступления материальных общественно опасных последствий. На квалификацию не влияет и полное отсутствие вредных последствий (например, взрывное устройство сработало в то время, когда государственный деятель находился в другом здании). Посягательства на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций, а также на близких родственников, членов семей государственных и общественных деятелей (хотя и совершенные в связи с государственной или политической деятельностью данных лиц) состава ст. 277 не образуют. Данные действия следует квалифицировать по соответствующим статьям как преступления против личности либо как посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), или на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317).
Субъективная сторонасостава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательными признаками являются либо цель- прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив- месть за указанную деятельность. Если в результате посягательства на жизнь, помимо смерти, причинения тяжкого вреда здоровью самого государственного или общественного деятеля, наступают иные общественно опасные последствия (гибель граждан, разрушение зданий и т. п.), содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.
Если лицо, имея намерение причинить смерть государственному или общественному деятелю, в действительности причиняет смерть или вред здоровью постороннему человеку (например, в результате неточного выстрела из огнестрельного оружия), содеянное следует квалифицировать по ст. 277. Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, то состава преступления, предусмотренного анализируемой статьей, не будет.
Субъектпреступного посягательства - вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Вовлеченные в совершение преступления несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет несут уголовную ответственность за совершение преступления против личности. Преступление относится к категории особо тяжких деяний.
В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния – «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась. Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека(определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления)
Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).
Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления. Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.
Обязательные признаки состава террористического акта-цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.
Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.
В Уголовном кодексе 1960 г. предусматривалась ответственность за посягательство не только на государственного или общественного деятеля, но и на представителя власти (ст. 66), а также представителя иностранного государства (ст. 67). Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) осуществляется с целью прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт). Террористический акт признается оконченным с момента либо причинения смерти, либо совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует отличать от состава терроризма (ст. 205 УК). Разграничение этих преступлений должно проводиться по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта - основы конституционного строя), объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт - путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт - с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность). Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.