Рынок: сущность, виды, функции
Сущность рынка
Можно дать несколько определений рынка:
1. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения.
2. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
3. Рынок– это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
4. Рынок– это сфера обращения товара, это совокупность форм и видов экономической деятельности, сводящих вместе с одной стороны производителей и продавцов, а с другой – покупателей и потребителей.
Углубленное понимание категорий рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя 4 сферы экономической деятельности: производство, распределения, обмен и потребление.
Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство, без его развития не может быть рынка. Именно производство рождает товарную массу.
Виды рынка:
Рынок рабочей силы.
2. Финансовый рынок –на нем продаются и покупаются ценные бумаги, валюта, деньги.
3. Потребительский рынок:продовольственные и непродовольственные товары.
4. Рынок услуг –на нем приобретают бытовые, жилищно-коммунальные услуги и услуги по перевозкам.
5. Рынок средств производства:оборудование, здание, сырье.
6. Рынок технологий (инноваций) –на нем ведется торговля техническими и экономическими произведениями.
7. Рынок капитала и инвестиций –купля-продажа средств для строительства, расширения и проведения реконструкции.
Рынок недвижимости.
Рынок земли, природных ресурсов, полезных ископаемых.
Рынок духовного, интеллектуального продукта.
Функции рынка:
1. Регулирующая –самая важная функция рынка. От нее зависит рост доходов участников производства. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производства.Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции.
2. Информационная –через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех или иных товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
3. Стимулирующая –состоит в том, что рынок способен поощрять производителей, которые способны рационально использовать свои производственные возможности для получения лучшего конечного результата.
4. Посредническая –суть ее заключаетсяв том, что потребитель может выбрать оптимального поставщика, а продавцу предоставляется возможность выбора оптимального покупателя.
5. Санирующая –она предполагает выявление как экономически-неустойчивых хозяйствующих субъектов, так и более предприимчивых производителей, способных к наиболее эффективному хозяйствованию.
6. Ценообразующая –на рынок обычно поступают товары, продукты и услуги одного назначения, но содержание их неодинаково, количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, лишь их готов оплатить покупатель.
Выполнение всех этих функций способствует решению двух основных задач - установление рыночных цен и создание конкурентной среды.
Сущность предпринимательства, его виды.
Сущность предпринимательства.
Предпринимательство –самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность.
Предпринимательство характеризуется такими признаками, как: самостоятельность, ответственность, инициативность, законность, риск и активный поиск.
Субъекты предпринимательской деятельности –физические и юридические лица.
Объекты предпринимательской деятельности – определенная деятельность людей.
Результаты предпринимательской деятельности материализуются производством продукции. Предпринимательская деятельность связана с риском, материальной ответственностью.
Предпринимательская деятельность осуществляет следующие функции:
1.организация производства и управления,
2.взятие риска и материальной ответственности на себя,
3.принятие экономических решений.
Для реализации и организации предпринимательской деятельности необходимы следующие условия: правовые прежде всего, т.к. любая деятельность существует в рамках правовой среды – это законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в которых должна быть ускоренная и упрощенная процедура открытия и регистрации предприятия.
Существуют экономические условия: спрос и предложение.
Существуют социальные условия: стремление покупателей приобрести товары, отвечающие их определенным требованиям и вкусам.
Виды и формы предпринимательской деятельности.