Формирование спроса и предложения общественных благ. Оптимальное количество общественных благ. Анализ издержек и выгод от общественных благ
Спрос на общественные блага. Тем не менее, говорить о спросе на общественные товары вполне резонно. Как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (МВ), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т.е. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса на общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (МВi). Кривая коллективногоого спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блага только тем, что обе они имеют нисходящий наклон. Однако на этом сходство заканчивается.
Р MBA+MBB+MBC Do=ΣMBi MBC=300 MBB=200 dc= MBC MBA=100 dB =MBB dA = MBA Q0 Q (количество общественного товара) | В случае определения рыночного спроса на частные блага проводится суммирование по горизонтали. При определении совокупного спроса на общественное благо, суммирование производится по вертикали (рис. 1). |
Рисунок 1 -Индивидуальный и рыночный спрос на общественное благо |
Каждый из множества потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага. Наличный объем блага, например, Q0 ед. Эти Q0 ед. могут потребить все желающие. Точка на кривой коллективного спроса на общественное благо получается путем сложения предельных выгод всех потребителей (А, В, С), получаемых от Q0–ой ед. данного общественного блага. Пусть предельная выгода от Q0–ой ед. для гражданина А (MBA) составляет 100 д.ед., для В (МВВ) – 200 д.ед., и для С (МВС) – 300 д.ед. Соответствующая точка на кривой коллективного спроса для группы из трех потребителей будет иметь ординату – 600 д.ед. Кривая коллективного спроса на общественное благо основана на суммировании предполагаемых предельных выгод (в стоимостном выражении) от различных дополнительных единиц этого блага, которое в равной степени доступно множеству лиц для одновременного потребления. Здесь целесообразно ввести обобщающий показатель предельной общественной выгоды (МSВ). Предельная общественная выгода – это дополнительная полезность (выгода), получаемая обществом от каждой следующей, дополнительной единицы данного блага. Предельная общественная выгода зависит от предельных выгод, получаемых всеми членами общества от потребления данного общественного товара - МSВ=ΣMBi. Таким образом, в основе коллективного спроса на товар лежит показатель МSВ. Трудность определения МSВ, а значит и совокупного спроса на общественные товары, прямопропорциональна количеству потребителей – чем их больше, тем сложнее определить ΣMBi.
Предложение общественных благ. Предложение общественных товаров определяется альтернативными издержками их производства, которые связаны с привлечением ресурсов, необходимых для производства этих благ, из альтернативных сфер применения.
Частные блага А В Общественные блага | Иными словами, с отвлечением этих ресурсов из частного сектора экономики, где производятся частные блага. На КПВ, таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (рис. 2). |
Рисунок 2 - Выбор общества между частными и общественными благами |
Закон возрастающих альтернативных издержек обуславливает увеличение альтернативных издержек производства общественных товаров по мере смещения вниз по КПВ. То есть расширение масштабов их выпуска будет сопровождаться всё большими и большими сокращениями в объемах выпуска частных благ. Это позволяет утверждать, что линия предложения общественных товаров будет линией восходящей, т.к. производство каждой следующей единицы общественноготовара обходится обществу все дороже. В краткосрочном периоде график предложения частного блага частично совпадает с кривой предельных издержек его производства. Аналогичным образом, предложение общественных благ также будет определяться предельными издержками, но особого рода – предельными общественными издержками (МSС) – это дополнительные издержки общества связанные с производством каждой последующей единицы общественного блага. Предельные общественные издержки возрастают по мере увеличения объемов производства общественного товара, что объясняется уже упомянутым законом возрастающих альтернативных издержек. Также как предельные издержки лежат в основе предложения частных благ, предельные общественные издержки определяют предложение общественных товаров и услуг.
Оптимальное количество общественных благ. Общество (через государственные институты), принимая решение о производстве общественного товара, сопоставляет предельные общественные выгоды, лежащие в основе коллективного спроса на него, и предельные общественные издержки, лежащие в основе предложения общественных благ (рис. 3).
MSB, MSC S (MSC) MSB=MSC E D (MSB) 0 Qоптимальный Q | Если MSB>MSC, то объем производства общественного блага будет увеличен; если же MSB<MSC, то объемы производства общественного блага необходимо сократить. Если же MSB=MSC, то достигается оптимальный объем производства общественного блага, а величина коллективного спроса на него соответствует объемам его предложения. |
Рисунок 3 - Оптимальное количество общественных благ |
Анализ издержек и выгод от общественных благ.Несмотря на то, что оптимальный объем производства общественного товара предполагает равенство спроса на него и его предложения, так же как в случае с частными благами, равенство это определяется не на рыночных основах. Предположим, что правительство рассматривает некий проект по производству общественных благ. Основная суть проблемы состоит в том, что любое решение вложить ресурсы в общественные блага влечет за собой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополнительном удовлетворении общественных потребностей, т.к. увеличивается выпуск общественных благ, а издержки - в том, что удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления. Данное положение на КПВ будет отражаться движением из точки А в точку В. Возникает вопрос, нужно ли перемещать ресурсы из частного сектора в государственный. Здесь необходимо сравнить дополнительную (предельную) общественную выгоду (MSB) с дополнительными (предельными) общественными издержками (MSC), которые связаны с производством каждой дополнительной единицы общественного товара по данному плану. Если предельная общественная выгода от дополнительного производства общественных благ превысят предельные общественные издержки из-за уменьшения количества товаров для индивидуального пользования, то следует произвести дополнительное количество общественных благ и переместить ресурсы из частного сектора в государственный, где они производятся. Если стоимость, или издержки, недопотребления товаров для индивидуального пользования будут больше, чем предельная общественная выгода, связанная с дополнительным количеством общественных товаров, то этого делать не следует. Прекратить деятельность или приостановить реализацию программы следует в тот момент, когда предельная общественная выгода становится равной предельным общественным издержкам.