Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
История науки и техники
Учебное пособие
Москва 2008
УДК- 373.167.1.94(47) Рекомендовано
Ученым Советом МГУПИ
В качестве учебного пособия по дисциплине
«История российской науки и техники»
Анисимов В.Д., Бодрова Е.В., Беспятова Е.Б., Гусарова М.Н., Иванова А.Н., Захаров В.Ю., Жоголева Т.В., Кушнер В.В., Серегина Н.В.//Под общей редакцией Гусаровой М.Н. История науки и техники.Издание 2-е дополн. и перераб. Учебное пособие. М.:МГУПИ, 2007. 117 с.
В учебном пособии представлена эволюция научной и технической мысли с древнейших времен и до наших дней. Рекомендовано студентам, изучающим курс «История российской науки и техники» для подготовки к семинарам и зачету.
Ó МГУПИ,2008
Содержание
Введение. 5
Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки. 5
Глава 1. Рождение науки и техники. 6
§1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций. 6
§ 2. Наука и техника в античном мире. 9
Глава 2. Научная мысль средневековой Европы, арабского Востока и Византии. Наука и техника эпохи Возрождения 12
§1 Научное знание и технические достижения средневековой Европы, арабского Востока и Византии. 12
1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира. 13
1.2 Наука в странах арабского Востока. 15
1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе. 18
1.4. Технические достижения средневековой Европы.. 20
§2 Наука и техника эпохи Возрождения. 23
Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. 26
§1 Научная революция в Европе XVII столетия. 26
§2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения. 29
§3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв. 32
Глава 4. Возникновение российской науки. 35
§1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (ХIV-XVI вв.) 35
1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси. 35
1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-XVI вв.) 40
§2 Научные и технические знания в России в XVII. 44
§ 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в. 48
3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половине XVIII в. 48
3.2. Российская наука и техника во второй половине XVIII в. 53
Глава 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти ХХ вв.) 59
§1 Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России 59
1.1. Промышленный переворот и его последствия. 59
1.2. Особенности промышленного переворота в России. 61
§2. Основные направления мирового научного и технического прогресса в XIX ─ первой четверти ХХ вв. 63
2.1 XIX век ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в конце XIX ─ начале ХХ вв. 63
2.2.Общественные науки в XIX ─ начале ХХ вв.: основные тенденции развития. 67
2.3. Развитие техники. 69
§3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале ХХ вв.: развитие науки и техники. 70
3.1. Развитие научной мысли в XIX ─ начале ХХ вв. 70
3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале ХХ вв. 72
3.3. Развитие техники. 75
Глава 6. ХХ век и научно-техническая революция. Технический и технологический прогресс в конце ХХ – начале ХХI вв. Глобализация мирового развития и новые задачи науки. 76
§1. Наука и техника в 20-30-гг. ХХ в. Становление советской науки. Роль отечественной науки и техники в Великой Отечественной войне. 76
1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги. 76
1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период НЭПа и форсированной индустриализации). 79
1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне. 85
§2 СССР и окружающий мир во второй половине ХХ века: достижения научного и технического прогресса 86
2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия. 86
2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире. 90
2.3.НТР в условиях социалистической модели общественного развития. 92
2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в СССР в послевоенный период. 97
§3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже ХХ-ХХI вв. 98
3.1.Новые формы организации современной науки и техники. 100
3.2.Глобальные направления развития науки и техники. 102
3.3.Современное состояние российской науки и техники. 104
Глава 7. Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники. 107
§1 Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.. 107
§2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в ВЗМИ-МГАПИ-МГУПИ во второй половине ХХ – нач. ХХI вв. 109
Рекомендуемая литература. 118
Приложение. 120
Известные физики. 120
Введение
Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки
Выступая на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» 24 мая 2005 г., ректор МГУ им. М. В. Ломоносов, математик, академик В.А.Садовничий, рассуждая о будущем человечества и роли науки, сказал, в частности, следующее: «Мне представляется, что в наступившем веке мы все в большей степени будем сталкиваться с запретами и ценностями морально-технического характера. Их нельзя будет создать или преодолеть только технологическими средствами, сколь бы совершенными последние ни были. Думаю, что, в конце концов, именно эти ценности определят дальнейший выбор пути цивилизационного развития. Либо человечество выберет концепцию развития, основанную на всевозрастающем росте потребления, которая до сих пор является доминирующей. Эта старая система этических норм и ценностей. Либо люди встанут на путь самоограничения и согласия с природой и жизнью. Заставить сделать такой выбор нельзя будет ни военным могуществом, ни материальным богатством…Многое в этом будет зависеть от профессионального облика ученого… Мне представляется, что ученый будущего должен быть максимально свободен от научного догматизма. Он должен лучше, чем мы, осознавать ограниченные возможности научного знания и не абсолютизировать науку в качестве единственной надежды человечества на разрешение его жизненных проблем. Ученый будущего должен лучше, чем мы понимать, что возможности науки не только вселяют в людей оптимизм, но, увы, несут и разочарования…
Размышляя о науке будущего, нельзя не обратить внимания на увеличивающуюся с течением времени неравномерность в ее развитии…Я думаю, что подобные диспропорции в развитии науки определяются главным образом тем, что наука все больше и больше становится похожей не на искательницу истины, а на коммерческое предприятие, где правит закон наживы…»[1]
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. очевидно, что наука и техника играют в современном обществе особую, пусть и неоднозначную роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Именно в античном мире зарождается наука как самостоятельная часть духовной культуры, но она была неразрывна с философией и существовала в форме натурфилософии. В средневековый период преобладающей, довлеющей над остальными формой духовной культуры явилась религия. На смену средневековью пришла эпоха Возрождения. В эпоху Возрождения доминирующей формой постижения бытия становится искусство, носящие светский и гуманистический характер.
Подлинное развитие наука получила в Новое время. Именно в этот период наука приобрела черты, сохранившиеся и сегодня. В Новое время началась эпоха науки, явившаяся доминирующей формой постижения бытия. В этот период родилась вера в безграничные возможности науки, которая, однако, поколебалась в наши дни. Отрезвление наступило лишь с середины ХХ века, когда человечество столкнулось с отрицательными сторонами научно-технического прогресса (экологический кризис, ядерное оружие, духовный кризис). Признавая непреходящую роль науки и техники в наше время, мы не можем их обожествлять. Эпоха науки, длящаяся в настоящее время, должна смениться эпохой морали — единственной формой постижения бытия, никогда ранее не бывшей доминантой. Альтернативой доминирующему влиянию морали является гибель человечества, поскольку процессы, происходящие в эпоху науки, как уже вполне очевидно, носят разрушительный характер.
Сегодня под наукой понимается сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.Критерии научного знания: системность; наличие отработанного механизма для получения новых знаний; теоретичность, получение истины ради самой истины; рациональность знания (причинные связи, доказательства); наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Отделив научное знание от ненаучного, можно выявить характерные черты науки: универсальность, достоверность, критичность, незавершенность и др. Функции науки:описательная, систематизирующая, производственно-практическая, прогностическая, мировоззренческая.