Величина прибыли фирмы-аутсайдера

Величина прибыли фирмы-аутсайдера

pl pi

pl

МС

АС

Q, кол-во

Рис. 4.2а. Экономическая прибыль фирмы-аутсайдера

Величина прибыли фирмы-аутсайдера - student2.ru

Q, кол-во Рис. 4.26. Убытки фирмы-аутсайдера

Величина прибыли фирмы-аутсайдера - student2.ru

б)

Объем прибыли

Доминирующей

Фирмы

В конкретном

Окружении

Объем прибыли монополии

ACL

Q, кол-во

MRL

Рис. 4.3. Сравнение объема прибыли монополии (а) и доминирующей фирмы в конкурентном окружении (б) (сравни рис. 4.1)

Фирмы-аутсайдеры, определяя объем продаж на рынке, максимизируют собственную прибыль. Поскольку они являются на рынке ценополучателями, условием максимума прибыли для них служит равенство предельных издержек цене лидера, кривая индивидуального предложения совпадает с кривой предельных издержек при ценах, свыше минимального значения средних переменных издержек. Общее предложение фирм конкурентного окружения складывается как сумма индивидуальных функций предложения.

Фирма-лидер должна учитывать, что объем предложения аутсайдеров зависит от той цены, которую она назначает Qsa = f(PL). Остаточный спрос на товар лидера ORD = QD(P) - Qsa(P)- Продифференцируем это выражение по цене:

òQRD òQD òQSa

—— = —— - ——

òР òР òР

Домножим обе части равенства на P/Q, кроме того, левую часть - на Ql/QL, а второе слагаемое в правой части - на Qa/Qa. Тогда выражение в левой части становится произведением ценовой эластичности остаточного спроса на долю лидера в рыночном объеме продаж (ERD Ql/Q), а в правой - разностью между показателем ценовой эластичности рыночного спроса и произведением ценовой эластичности предложения аутсайдеров на долю аутсайдеров в рыночном объеме продаж (ED - ESaQa/Q). Отсюда мы можем получить выражение для эластичности остаточного спроса лидера:

В свою очередь, индекс Лернера для фирмы-лидера будет равен:

Ql

L=———————

EDQ - ESaQa

Таким образом, эластичность остаточного спроса доминирующей фирмы тем выше (а монопольная власть тем ниже), чем выше эластичность рыночного спроса, выше эластичность предложения конкурентного окружения (аутсайдеров) и ниже доля доминирующей фирмы в отраслевом объеме продаж.

Модель «самоубийственного» поведения

Доминирующей фирмы

Если предположить возможность входа на рынок новых фирм-аутсайдеров, проблема ценообразования доминирующей фирмы становится не такой простой. У доминирующей фирмы появляется необходимость выбора по крайней мере между двумя альтернативами:

1) не обращая внимания на возможность входа в отрасль новых фирм-аутсайдеров, максимизировать прибыль;

2) устанавливать цену, устраняющую стимулы входа в отрасль.

Рассмотрим первую возможность. Предположим, доминирующая фирма действует на рынке однородного продукта. Фирмы-конкуренты максимизируют краткосрочную прибыль, расширяя объем выпуска до того момента, когда предельные издержки оказываются равными цене. Доминирующая фирма устанавливает цену при предположении, что она обладает всей полнотой информации относительного рыночного спроса, собственных издержек производства и предложения своих конкурентов. Если доминирующая фирма назначает очень высокую цену, которая позволяет конкурентным фирмам получать экономическую прибыль, у конкурентных фирм будут стимулы расширять объем выпуска. Кроме того, новые фирмы, привлеченные положительной прибылью в отрасли, войдут на рынок. В результате предложение товара увеличится (кривая рыночного предложения переместится вправо), кривая остаточного спроса доминирующей фирмы переместится влево, доля доминирующей фирмы на рынке будет уменьшаться, сокращая рыночную власть фирмы. Такая ценовая политикавысоких цен доминирующей фирмы носит название -«самоубийственной».

Насколько велики потери доминирующей фирмы, возникающие из-за следования ею «самоубийственной» ценовой политике? Ответ будет зависеть от того, насколько существенны преимущества доминирующей фирмы в издержках. Если доминирующая фирма преимуществом в издержках не обладает, в долгосрочном периоде она может быть вытеснена из отрасли фирмами-аутсайдерами. В этом состоит одно из главных ограничений монопольной власти на рынке доминирующей фирмы в конкурентном окружении, действующее в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде на рынке со свободным входом экономическая прибыль репрезентативной фирмы-аутсайдера равна нулю, цена устанавливается на уровне P1, т. е. цены закрытия типичной фирмы. Долгосрочная кривая предложения конкурентных фирм будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 4.4). Соответственно и кривая остаточного спроса доминирующей фирмы также будет горизонтальной. Поскольку издержки доминирующей фирмы ниже издержек фирм-конкурентов, доминирующая фирма будет получать положительную прибыль и в дол госрочном периоде, но ее величина окажется меньше, чем в краткосрочном периоде. Если же издержки доминирующей фирмы значительно меньше издержек типичной фирмы-аутсайдера, доминирующая фирма понижает рыночную цену ниже Pt, фирмы-конкуренты вынуждены уйти из отрасли, и доминирующая фирма становится монополистом.

Величина прибыли фирмы-аутсайдера - student2.ru

р А

Q, кол-во

У'/'//'/'/'//7'/л — прибыль фирмы-лидера

Рис. 4.4а. Рынок с доминирующей

Рис. 4.46. Рынок с доминирующей фирмой:фирмой при сохранении фирм- преимущество в издержках позволяет

Аутсайдеров в отрасли

Наши рекомендации