Экономическое обоснование конкурентоспособности, продукции отраслей
В условиях перехода к рынку отношения состязательности, так характерные для плановой экономики, заменяются отношениями рыночной конкуренции. "Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг. Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение конъюнктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов… Предприятия вступают в конкурентную борьбу, в конечном счете, ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли" [7]. Но прибыль не является главенствующей целью экономической деятельности государства, поэтому оно длительное время поддерживает убыточные государственные предприятия (бюджетное финансирование, льготное кредитование) . На первых этапах перехода к рыночным условиям хозяйствования преобладание государственной собственности сдерживает развитие конкуренции. По мере ускорения процесса приватизации, выражающегося в увеличении доли частного сектора, эффективность конкурентного рыночного механизма повышается. В самом общем виде рыночный механизм можно определить как механизм адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, а производимые ими товаров (предложения) - к требованиям потребителей (спросу). Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция товаропроизводителей. Рыночная конкуренция определяется как система отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка - предприятиями, выпускающими товары (услуги)Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:
1. Финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства;
2. Степень конкурентоспособности рынка;
3. Величина платежеспособного спроса;
4. Инфраструктура рынка;
5. Протекционистская политика по отношению к отечественным производителям;
6. Стандартизация и сертификация продукции;
7. Уровень информированности о рыночной конъюнктуре;
8. Природно-климатические условия. [3]
Внутренние факторы конкурентоспособности:
1. Конкурентоспособность продукции;
2. Финансовое состояние предприятия;
3. Маркетинговая деятельность;
4. Организация и управление производством;
5. Инновационная деятельность и технологии;
6. Размер предприяти
22. Системы управления качеством продукции и работ в хозяйствующих субъектах.
Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. Учитывая сложный, многоаспектный характер понятия «качество продукции» и постоянно меняющиеся требования потребителей к нему, перед фирмами – изготовителям встает задача обеспечения требуемого качества и управления им на всем протяжении жизненного цикла продукции, а это требует наличия соответствующих знаний в области управления качеством и подготовленных в этой области специалистов. Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них. В настоящее время внедрение систем качества на основе международных стандартов становится насущной необходимостью. Наличия систем качества требуют и заказчики (потребители), и государственные органы, рассматривающие их как гарантию получения высококачественной, безопасной продукции. Изготовители также заинтересованы в создании у себя систем качества, позволяющих им совершенствовать производство, повышать эффективность своей деятельности и к тому же получить дополнительные козыри на рынке. Становится нормой иметь прошедшую экспертизу (сертифицированную) систему качества на предприятии. Из этого следует, что качество становится определяющим условием при выборе товаров и услуг на рынке, и соответствующее обеспечение его невозможно без функционирования эффективной системы менеджмента качества, одним из важных элементов является её совершенствование для улучшения деятельности предприятия. Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Научный интерес к проблеме качества заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.