Оценка состояния охраны труда на предприятии
Оценка состояния охраны труда на предприятии в целом и в его структурных подразделениях базируется на анализе данных аттестации рабочих мест, паспортизации санитарно-технического состояния цехов и отделов, результатах выполнения комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также на динамике показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Оценка состояния охраны труда и льготы и компенсации каждого рабочего места, а также анализа записей в журнале трех-ступенчатого контроля охраны труда. Нарушениями правил считаются: работа без инструктажа или его срок просрочен; работа без средств защиты, предусмотренных инструкцией по технике безопасности; работа на оборудовании, не прошедшего технического осмотра, или его срок просрочен; несоответствие приемов труда требованиям инструкции по технике безопасности и др..
При подсчетах Кб устанавливается перечень основных требований безопасности к производственному оборудованию, которые представлены в государственных и отраслевых стандартах. Нарушением требования безопасности считается отсутствие или испорченности предусмотренных технической документацией средств защиты (блокировки, ограждения, сигнализации), средств электрозащиты, средств автоматического или ручного управления, изменения в конструкции, не предусмотренные технической документацией и др..
При подсчетах Ктр количество запланированных мероприятий определяется по оперативному плану, в который входят текущие мероприятия, предусмотренные администрацией предприятия; работы, предусмотренные соглашением по охране труда; предписания органов государственного надзора, вышестоящих руководящих органов управления и отделов охраны труда; акты расследования несчастных случаев (форма Н -1) и смертельных случаев.
Для обеспечения дальнейшего улучшения состояния охраны труда в подразделениях предприятия, при планировании работ в этой области на каждый последующий год ориентируются на базовый коэффициент состояния охраны труда, который принимают как среднемесячное значение Коп прошлого года, увеличенное на 5%. Если не было достигнуто базового уровня, то коэффициент сохраняется на следующий год. При превышении базового уровня на 5% на следующий год планируется сохранить его фактическое достигнутое значение. При К "" = 1 производственное подразделение материально стимулируется за хорошую работу по охране труда.
Коллективный договор и его роль в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником и работникам по вопросам охраны труда
Коллективный договор - это нормативно-правовой договор, заключаемый на локальном (производственном) уровне между работодателем и наемными работниками с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов субъектов социального партнерства.
Коллективный договор (соглашение) является важнейшим документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе с вопросам охраны труда. Согласно ст. 47 Конституции Украины, каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом.
Согласно Ст. 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении
В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда , предотвращение случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.
Договор заключается в письменной форме сроком на 1 год и распространяется на всех работников учреждения, независимо от того, являются ли они членами профсоюза.
Планирование организационно-технических мер по охране труда на предприятии
Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда - одна из ведущих функций управления охраны труда. Перед планированием обязательно определяется фактическое состояние охраны труда и его прогнозирования на будущее.
Планирование работ по охране труда бывает перспективным (на длительный отрезок времени), текущим (на год) и оперативным (квартал, месяц, декаду).
К перспективным планам относится комплексный план улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает создание, в соответствии с нормативными актами по охране труда, условий труда, связанных с перспективными изменениями предприятия. Такое планирование, как правило, рассчитано на срок от 2 до 5 лет. Реализация этих планов обеспечивается через годовые планы номенклатурных мероприятий по охране труда, которые вносятся в соглашение, которое является неотъемлемой частью коллективного договора.
Текущие планы предусматривают реализацию мероприятий по улучшению условий труда, создание лучших бытовых и социальных условий на производстве. Эти планы обязательно обеспечиваются финансированием согласно разработанным сметам.
Вопросы охраны труда могут отражаться в других текущих планах, которые предприятия и организации могут составлять по требованию трудовых коллективов: план социального развития коллектива; научной организации труда; механизации тяжелых и ручных работ; охране труда женщин; подготовки предприятия к работам в осенне-зимний период; повышение культуры производства и др..
Оперативные планы составляются для быстрого исправления выявленных в процессе государственного, ведомственного и общественного контроля недостатков в состоянии охраны труда, а также для ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий.
Финансирование работ по охране труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственных, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается осуществлять за счет средств государственного и местного бюджетов, выделяемых отдельным строкой, таза счет других источников финансирования, определенных законодательством.
Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5% от суммы реализованной продукции.
Для предприятий, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2% от фонда оплаты труда.
Суммы расходов по охране труда, относящихся к валовым расходам юридического или физического лица, в соответствии с законодательством наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утвержденным Кабинетом Министров Украины.