Классификация территориальных образований РФ
Существует несколько видов деления общей территории страны: На макроуровне происходит деление на две макро-зоны: 1. Европейская зона. 2. Восточная зона. Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов. Выделяют 12 крупных экономических районов: 1. Северный. 2. Северо-западный. 3. Центральный. 4. Волго-вятский. 5. Центрально-черноземный. 6. Северокавказский. 7. Поволжский 8. Уральский. 9. Западносибирский. 10. Восточносибирский. 11. Дальневосточный. 12. Калининградский (входит в северо-западный, но признан особой экономической зоной. Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, было создано 8 федеральных округов: 1. Центральный. 2. Южный. 3. Северо-кавказский. 4. Приволжский. 5. Уральский. 6. Сибирский. 7. Дальневосточный. 8. Северо-западный. Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 83 субъекта Российской Федерации. На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами. Выделяют недостатки Сетки экономических районов: 1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу. 2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации. 3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы. 4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала. В связи с этим высказывается различные претензии к существующему административно-территориальному делению. Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: - развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения; - регионы со средним экономическим потенциалом; - проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В региональной экономике выделяются особые территории – проблемные регионы.Проблемный регион – территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой достаточно высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки государства. К проблемным регионам относят не территорию субъекта федерации в целом, а отдельные их части, которые могут находиться на территории сразу нескольких субъектов. Иногда территориально эти проблемные регионы локализуют в границах нескольких субъектов федерации, а иногда внутри района в субъекте. Но в государственной системе России продолжают понимать проблемными регионами субъекты федерации для удобства бюджетного планирования. Основными признаками проблемных регионов являются: 1. Особая кризисность проявления той или иной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому и экологическому положению в стране или политической стабильности. 2. Наличие ресурсного потенциала. 3. Особое значение геополитического/геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны. 4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения своих проблем. Существует несколько основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных регионов: 1. Отсталые (слаборазвитые).2. Депрессивные.3. Кризисные. К отсталым относятся регионы, которые имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством. У них традиционно низкий уровень хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В некоторых регионах этой группы такая социально-экономическая ситуация отягчается политическими, этническими, криминальными и другими проблемами. При этом большинство отсталых регионов России имеют объективные условия для ускорения своего социально-экономического развития на основе использования своих преимуществ. Депрессивные территории– это территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим причинам перестали действовать собственные условия и стимулы для социально-экономического развития.
Кризисные регионы – территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего инфраструктурного комплекса данной территории.