Поведение потребителя и потребительский выбор
Вопросы для обсуждения
Понятие полезности товара. Предельная и общая полезность. Закон убывающей предельной полезности. Экономические школы о проблеме полезности и теории потребительского поведения.
Потребительское предпочтение и полезность. Потребительское безразличие. Карта кривых безразличия и их свойства. Бюджетная линия, бюджетные ограничения. Бюджетная линия и кривые безразличия: равновесие потребителя и оптимизация потребительского выбора.
Эффект замены и эффект дохода. Норма замены. Предельная норма замещения. Излишек потребителя.
Практические задания
4.2.1 На рисунке 4.2.1 показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия. Напишите уравнение бюджетной линии, если цена товара Y равна Py=6 рублей.
Рисунок 4.2.1 – Кривая безразличия
а) Qy=15-1,5Qx; в) Qy=10-1,5Qx;
б) Qy=15-0,67Qx; г) Qy=10-0,67Qx.
4.2.2 На рисунке 4.2.2 показана линия бюджетного ограничения некого потребителя.
Qx , Qy – количество товара Х и У покупаемые потребителем.
Рисунок 4.2.2 – Кривая безразличия
Если эта линия повернулась по часовой стрелке, то:
а) повысилась цена товара У;
б) снизилась цена товара У;
в) доходы потребителя возросли;
г) доходы потребителя уменьшились.
4.2.3 На рисунке 4.2.3 показана кривая безразличия некого потребителя.
Рисунок 4.2.3 – Кривая безразличия
Предельная норма замещения товара У товаром Х будет равна:
а) -1; в) -7;
б) -0,33; г) -3.
4.2.4 От потребительских предпочтений зависит:
а) максимальное количество товара, которое может приобрести потребитель;
б) степень выпуклости кривой производственных возможностей;
в) положение и наклон линий бюджетных ограничений;
г) положение и наклон кривых безразличия.
4.2.5 Рост цены одного из покупаемых потребителем благ приведет к:
а) смещению бюджетной линии вправо;
б) смещению бюджетной линии влево;
в) смещению кривой безразличия вправо;
г) изменению угла наклона бюджетной линии.
4.2.6 Если потребитель распределяет свой доход так, что последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносит такой же прирост полезности, как и рубль, истраченный на покупку другого товара, то он:
а) находится в равновесии;
б) предъявляет спрос только на один товар;
в) не является рациональным;
г) не покупает товары низкого качества.
4.2.7 Предельная полезность равна:
а) полезности от потребления дополнительной единицы блага;
б) полезности от потребления последней единицы блага;
в) максимальной полезности от потребления всего набора благ;
г) сумме полезностей всех единиц блага.
4.2.8 Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной;
г) увеличивается в медленном темпе.
4.2.9 Эффект ________ демонстрирует, что удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров.
а) богатства; в) замещения;
б) дохода; г) Гиффена.
4.2.10 Сдвиги бюджетной линии происходят при:
а) увеличении продаж товаров;
б) возрастании полезности товара;
в) уменьшении спроса на товар;
г) изменении дохода потребителя и цен.
4.2.11 Если потребление продуктов питания при затратах 12 денежных единиц приносит 36 ютилей, то предельная полезность канцтоваров при затратах, равных 2 денежным единицам, в состоянии равновесия составляет _____.
4.2.12 Если при цене товара Х 15 рублей, потребитель оценивает его предельную полезность в 30 ютилей, то при цене товара У 10 рублей, его предельная полезность в состоянии равновесия потребителя равна _____.
4.2.13 Если единица товара А принесла потребителю предельную полезность в 4 ютиля при цене в 2 ден. ед., то в состоянии равновесия потребление единицы товара В при цене в 9 ден. ед. принесет ему предельную полезность, равную _____.
4.2.14 Эффект дохода гласит, что:
а) при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательную способность;
б) при постоянном доходе снижение цены вызовет уменьшение покупательной способности;
в) с ростом дохода потребитель начинает приобретать только «престижные» товары;
г) в определенных ситуациях закон спроса нарушается, а кривая спроса получает положительный наклон.
4.2.15 Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремиться максимизировать:
а) среднюю полезность; в) альтернативные издержки;
б) общую полезность; г) минимальную полезность.
4.2.16 Кардиналистский подход к оценке полезности благ предполагает, что потребитель:
а) оценить затраты общественно необходимого труда на производство товаров;
б) установить порядковый номер своих предпочтений;
в) в состоянии кардинально (количественно) измерить полезность товаров;
г) сопоставить различные товары с точки зрения предпочтения и безразличия.
4.2.17 Точка потребительского оптимума (равновесия) – это точка:
а) общая для бюджетной линии и кривой безразличия, соответствующая наиболее высокому уровню удовлетворения потребностей;
б) на кривой безразличия;
в) на бюджетной линии;
г) равновесия спроса и предложения.
4.2.18 Согласно модели потребительского поведения каждый индивид выбирает объемы спроса всех товаров и услуг так, чтобы:
а) получить удовлетворение;
б) минимизировать свои расходы;
в) максимизировать полезность при имеющихся бюджетных ограничениях;
г) каждый товар приносил максимальную пользу.
4.2.19 К характеристикам предельной полезности не относится:
а) полезность конкретного блага в конкретной ситуации;
б) удовлетворение, которое приносит последняя единица блага;
в) дополнительная полезность, которую получает потребитель;
г) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека.
4.2.20 Кривая безразличия:
а) имеет отрицательный наклон;
б) изменяет свой наклон, если изменяется доход потребителя;
в) представляет собой совокупность набора товаров, для приобретения которой используется весь доход потребителя;
г) представляет собой линию, каждая точка на которой представляет комбинацию товаров, обеспечивающая потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребности.
4.2.21 Полезность в экономике определяется как:
а) удовлетворение от потребления блага;
б) относительная редкость блага;
в) способность блага удовлетворять потребности;
г) способ употребления блага.
4.2.22 Категория полезности не может быть охарактеризована как:
а) способ употребления блага;
б) способ производства блага;
в) способность блага удовлетворять потребности;
г) удовлетворение от потребления блага.
4.2.23 Предельной полезностью в экономике не является:
а) прирост полезности от потребления блага;
б) полезность дополнительной единицы блага;
в) полезность блага низшего качества;
г) средняя полезность потребляемого блага.
4.2.24 То, что предельная полезность всех экономических благ всегда положительна, относится к такому постулату теории потребительского выбора, как:
а) ненасыщенность;
б) множественность видов потребления;
в) транзитивность;
г) субституция.
4.2.25 Представители ординалистского направления в теории полезности:
а) изучали эффективность потребительского выбора;
б) предложили ютиль для количественного измерения полезности;
в) ввели для измерения полезности благ кривые безразличия;
г) занимались поисками измерителя абсолютных величин полезности.
4.2.26 Бюджетная линия:
а) показывает общую полезность благ;
б) представляет все доступные комбинации товаров при заданных ценах и заданной величине дохода потребителя;
в) показывает субъективную информацию о предпочтениях потребителя;
г) сдвигается вверх при росте дохода.
4.2.27 Полезность пяти конфет равна 30 ютилей, а полезность шести конфет – 35 ютилей. Оцените предельную полезность четвертой, пятой и шестой конфеты.
4.2.28 Найдите функцию полезности, если функция предельной полезности MU(x) = 10-x.
4.2.29 Полезность равна 5xy2, где x – кофе, а y - сливки. Найдите предельную полезность сливок в наборе (2;4).
4.2.30 Полезность равна 5x(7y-y2) где x - количество клубники, а y - количество сливок. Найдите предельную полезность клубники в наборе (1;4).
4.2.31 Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:
а) предельная полезность равняется нулю;
б) предельная полезность имеет максимальное значение;
в) предельная полезность имеет минимальное значение;
г) правильный ответ отсутствует.
4.2.32 Условие равновесия потребителя:
а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;
б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;
в) предельные полезности благ равны;
г) верны все утверждения.
4.2.33 Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него представлять:
а) первый бутерброд;
б) бутерброд точки насыщения;
в) средний из съеденных бутербродов;
г) последний бутерброд.
4.2.34 Под эффектом Веблена понимается:
а) незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания;
б) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар;
в) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену;
г) правильный ответ отсутствует.
4.2.35 Кардиналистическая теория полезности отличается от ординалистической тем, что:
а) не использует моделей;
б) не рассматривает субъективные предпочтения;
в) считает возможным количественное измерение полезности;
г) верно все перечисленное.
4.2.36 Полезность – это:
а) свойство благ приносит пользу потребителю;
б) субъективная ценность, приписываемая благам людьми;
в) обладание полезными элементами для здоровья человека;
г) объективное свойство товаров, которое является причиной их производства и потребления.
4.2.37 Первый закон Госсена состоит в том, что:
а) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает;
б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;
в) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага увеличивается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;
г) действуют утверждения а и б.
4.2.38 Парадокс ценности, отмеченный Адамом Смитом, заключается в том, что:
а) производитель ценности оказывается в то же самое время и потребителем;
б) только при условии специализации можно производить более ценные продукты;
в) в социалистическом обществе успешно работающие предприятия могли производить некачественные товары;
г) более ценные для человека товары порой оказываются дешевле, чем менее ценные.
4.2.39 Парадокс ценности, отмеченный А. Смитом, разрешается утверждением, что:
а) предельная полезность отличается от совокупной полезности;
б) люди предсказуемо реагируют на стимулы;
в) вся хозяйственная деятельность людей и предприятий имеет в своей основе рациональные решения отдельных людей;
г) люди производят больше товаров и услуг, чем потребляют.
4.2.40 Определите предельную полезность благ x и y,если функция полезности имеет вид:
а) U(x; y) = 2x + y;
б) U(x; y) = 2x2 + y;
в) U(x; y) = 2xβ y1-β.