Характеристика Инкотермс 2010
Инкотермс (англ. аббревиатура «Incoterms» - international commercial terms) - правила толкования международных торговых терминов. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в соответствующих странах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям.
Впервые международные правила толкования торговых терминов были опубликованы в 1936 г. Международной торговой палатой.
Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой. 22 октября 2010 года Российский национальный комитет Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса впервые в России проводил уникальную международную конференцию «Incoterms 2010: новые Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов». С 1 января 2011 года новые Правила Incoterms 2010 вступили в силу.
Инкотермс 2010 "Incoterms 2010" – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.
Число терминов Инкотермс сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путем включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) вместо терминов Инкотермс 2000 DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).
Изменения по сравнению с Инкотремс 2010
1. Исключены 4 (DAF, DES, DEQ и DDU) и вводятся 2 новые условия поставки (DAP - Доставлено до места (Delivered at Place) and DAT - Доставлено на терминал (Delivered at Terminal)).
2. Создание 2 классов ИНКОТЕРМС - (1) правил для любого вида транспорта и (2) правил для морских и речных перевозок (ИНКОТЕРМС 2000 имел 4 класса).
3. Правила, которые теперь работают как для международных, так и для внутренних поставок.
4. Введение ссылок на -использование электронных записей- в случае согласия сторон, или когда это общепринято.
5. Пересмотренное страховое покрытие с учетом правок внесенных в Institute Cargo Clauses (Институт лондонских страховщиков).
6. Четкое указание ответственности за уплату хранение на Терминале.
Структура Inkoterms:
1. «E» - термин возлагает на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте - обычно в собственном помещении продавца. Как часто реально происходит на практике, продавец часто помогает покупателю погрузить товар на транспортное средство, предоставленное покупателем. Если покупатель хочет, чтобы продавец делал больше, это должно быть оговорено в договоре купли - продажи.
2. «F» - термины предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. В случае, когда местом, названным в договоре в качестве места доставки, является помещение продавца, поставка завершена, когда товар погружен на транспортное средство покупателя, а в других случаях поставка завершена, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя без разгрузки с транспортного средства продавца.
3. «C» - термины возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать транспортные расходы, обязательно должен быть указан после соответствующего «C» - термина. В соответствии с терминами CIF и CIP продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию.
4. «D» - термины по природе отличны от «C» - терминов, так как в соответствии с «D» - терминами продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места. Таким образом, «D» - термины означают договоры прибытия, в то время как «C» - термины говорят о договорах отгрузки. В соответствии с «D» - терминами, за исключением DDP, продавец не обязан доставлять товар, очищенный для импорта в стране назначения.
В Инкотермс 2010 новый текст делит условия поставки на две широкие категории:
- Доставка любым видом транспорта (морской, авто, воздушный, ж/д), к которым относятся условия ExW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP
- Доставка по морю и внутренним водным путям. К данным условиям Инкотермс 2010 относит: доставку к борту судна / Free Alongside Ship (FAS); доставку на борт судна / Free on Board (FOB); стоимость, включая фрахт до / Cost and Freight (CFR); стоимость, страхование и фрахт / Cost, Insurance and Freight (CIF)
Выбор того или иного термина Inkoterms обусловлен рядом причин, среди которых можно назвать следующие:
§ необходимость для продавца воздерживаться от принятия любой дополнительной обязанности;
§ готовность продавца совершить больше, чем предоставить в своих помещениях товар в распоряжение покупателя;
§ позиция, позволяющая покупателю вести переговоры, дает возможность ему настаивать на принятии продавцом более широких обязанностей;
§ путем расширения своих обязанностей у продавца возникает возможность, например, установить более конкурентоспособную цену;
§ при намерении покупателя перепродать товар до его прибытия в место назначения целесообразно использование морских терминов FAS, FOB, CFR или CIF.