Рыночное равновесие и механизм его достижения
Рыночное равновесие может быть частичным или общим. Если рынок товара рассматривать изолированно от других рынков, то имеет место частичное равновесие – «равновесие на рынке единичного товара». Общее равновесие предполагает изучение равновесия взаимосвязанных рынков.
Далее под равновесием на рынке мы будем понимать равновесие на рынке единичного товара. При взаимодействии спроса и предложения товара на рынке устанавливается равновесие, характеризующееся рыночной ценой (PE) и равновесным количеством (QE), на графике это координаты точки равновесия (Е) – точки пересечения линии спроса и линии предложения. Частичное равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, а цена спроса равна цене предложения. Это можно записать в виде равенств (3.4.1.):
QE =QD =QS и PE = PD =PS, (3.4.1)
где QE –равновесный объем продаж;
PE –равновесная цена
Иногда равновесный объем продаж и равновесную цену обозначают соответственно QE и PE .
Рыночное равновесие-ситуация на рынке, когда цена, по которой потребитель желает купить данное количество товара, удовлетворяет продавцов, и они готовы по ней продать данное количество товара называется рыночным равновесием,и иллюстрируется графиком (3.4.1).
Рисунок 3.4.1 – Ситуация равновесия на рынке
Рыночная конкуренция приводит в соответствие спрос и предложение, так что интересы продавцов и интересы покупателей совпадают. Однако рыночные цены могут колебаться и не совпадать с равновесным уровнем цены, и тогда наблюдаются ситуации дефицита и избытка на рынке (рис.3.4.2).
Рисунок 3.4.2 – Ситуации избытка и дефицита на рынке
Рассмотрим ситуацию дефицита. Обозначим через P1 – рыночную цену, через PE – равновесную цену. Тогда если P1 ≤ PE и QD1 ≥QS1 , на рынке возникает дефицит. В условиях дефицита цены имеют тенденцию к росту до равновесного уровня, причем эту тенденцию формируют покупатели. Это происходит потому что, на потребителя в условиях дефицита воздействуют неблагоприятные факторы: абсолютное недопотребление блага, так как при низкой цене спрос на товар больше предложения и какая-то часть населения его вообще не может купить; в условиях дефицита возникают очереди; существование черного рынка, на котором цены, как правило, выше. Покупатели приобретают товар по ценам выше, чем на рынке и при этом идёт перераспределение доходов.
Таким образом, в условиях дефицита цены постепенно растут до равновесного уровня.
Рассмотрим ситуацию избытка. Обозначим через P1 – рыночную цену, через PE – равновесную цену. Если P2 ≥ PE ,тогда QS2 ≥ QD2, на рынке наблюдается избыток.Тенденцияцены к снижениюформируют производители. Это происходит потому что, если товар не будет реализован, производители не только не получат прибыли, но и не возместят издержки. Чтобы с этим не столкнуться они идут на снижение цен.
Таким образом, в условиях дефицита цены постепенно снижаются до равновесного уровня.
Стихийный механизм рыночной конкуренции позволяет регулировать величину спроса и предложения. Регулятором выступает рыночная цена.Равновесное состояние может быть устойчивым, неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие –наблюдается в случае, когда колебание цены в результате заканчивается установлением либо одной цены, либо коридором цен. Если устанавливается одна цена на товар, наблюдается абсолютное равновесие, если устанавливается коридор цен – относительное равновесие.
На рынке может наблюдаться локальная устойчивость, когда равновесие достигается лишь в определенном интервале цен и глобальное равновесие, когда цены сходятся в одну.
Каким образом рынок приходит к равновесию? Существуют две модели механизма достижения равновесия на рынке, их авторами являются А. Маршалл и Л. Вальрас. В модели Л. Вальраса независимыми переменными служат цены, от которых зависят величина спроса и предложения. В модели А. Маршалла независимыми переменными выступают величины спроса и предложения, от которых зависят цены спроса и предложения. Таким образом, по Вальрасу, рынок реагирует на разницу между величиной спроса и величиной предложения, возникающую при ценах, отличных от равновесной цены, путем изменения цены товара. Таким образом, по Маршаллу, рынок реагирует на разницу между ценой спроса и ценой предложения, возникающую при объемах выпуска, отличных от равновесного количества, путем изменения объема выпуска товара. Принято использовать модель Вальраса для описания действия рыночного механизма в краткосрочном периоде, а модель Маршалла – для описания рыночного механизма в долгосрочном периоде, так как в краткосрочном периоде производителям легче поменять цену товара, нежели его выпуск.
Вопросы для самопроверки
1. Вспомните, исходя из каких теоретических предположений, строятся линии спроса и предложения.
2. Какие важные факторы не учтены при построении теоретической индивидуальной кривой спроса?
3. В чем отличие между ценой спроса и ценой предложения?
4. Изменение каких факторов может вызвать сдвиг графиков спроса или предложения?
5. Как кривая рыночного спроса соотносятся с кривыми индивидуального спроса?
6. Для чего используются оценки эластичности спроса?
7. Какие факторы наиболее существенно влияют на прямую эластичность спроса по цене?
8. Какие факторы наиболее существенно влияют на эластичность предложения по цене?
9. Каким образом рынок достигает равновесия?
10. Кто определяет тенденции цен к повышению и понижению в условиях дефицита и излишка на рынке?
11. Какие теоретические модели механизма достижения равновесия на рынке единичного товара Вы знаете?