Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования
Подтопливно-энергетическим балансом понимаются комплексная характеристика и взаимная увязка получения и использования в народном хозяйстве и быту топливно-энергетических ресурсов и всех произведенных из них видов энергии (электроэнергии, тепла и т.п.).
Различают топливный баланс, в котором отражаются все виды топлива, и топливно-энергетический баланс, в котором наряду с топливом учитывается вся произведенная и использованная энергия (электроэнергия, энергия сжатого воздуха и др.).
Как любой материальный баланс, топливно-энергетический баланс оформляется в виде таблицы, состоящей из двух равных частей:в левой части (ресурсы) отражаются производство (добыча) топлива, выработка электроэнергии, выработка атомной и геотермальной электроэнергии, импорт, прочие поступления и остаток на начало года; в правой части (распределение) показываются общий расход, в том числе на выработку электроэнергии, теплоэнергии и сжатого воздуха, на производственно-технические и прочие нужды; экспорт и остаток на конец года.
Топливный и топливно-энергетический балансы не только дают общее представление о размерах производства и потребления топлива и энергии в стране, но и показывают, какой бассейн или район, в каком количестве, какого вида и сорта топлива может добыть в планируемом периоде. Они разрабатываются как в натуральных единицах (т, м, кВт×ч), так и в условных.
Каждый вид топлива имеет различную теплоту сгорания — от 2000 ккал/кг и выше.
Для целей планирования производства и потребления при подсчете энергетических ресурсов введено понятие условного топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг.
Тепловой эквивалент любого топлива определяется поформуле
где Q — теплота сгорания какого-либо топлива.
Топливно-энергетический баланс разрабатывается для различных уровней: народного хозяйства в целом, республики или области, города или района.
Он может быть составлен двумя способами: на основе использования удельных норм расхода топлива и методом теплового баланса. На практике наибольшее распространение получил первый метод.
Подструктурой топливно-энергетического баланса понимаются состав топлива и энергии, включаемых в баланс, и их доля в общем объеме производства и потребления. От структуры топливно-энергетического баланса в значительной мере зависят экономика страны и эффективность производства. Это связано с тем, что различные виды топлива и энергии существенно отличаются друг от друга по своей экономичности. Считается, что природный газ — самый экономичный вид котельно-печного топлива. Если газ приравнять к 1, то использование угля дороже в 2,5—3 раза, мазута — на 35—40%, сланцев — в 3,5—4 раза.
Себестоимость выработки 1 кВт×ч электроэнергии на ГЭС, ТЭЦ и АЭС различна. Пока самая дешевая электроэнергия вырабатывается на ГЭС, затем — на АЭС и самая дорогая электроэнергия — на ТЭЦ.
В развитых странах уже давно сделан основной упор на развитие атомной электроэнергетики. Доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС в этих странах, составляет до 60— 75% общего объема ее производства и потребления, а в России— всего 11—12%.
При развитии атомной электроэнергетики необходимо учитывать и транспортный фактор по сравнению с выработкой электроэнергии на ТЭЦ. Например, 1 кг урана заменяет 2,6—3 млн т угля. Отсюда можно судить, какая экономия достигается на транспортных расходах и подвижном составе. То, что атомные электростанции более экономичны по сравнению с тепловыми, уже давно доказано, проблема заключается в обеспечении безопасности атомной электроэнергетики. Поэтому совершенствование структуры топливно-энергетического баланса имеет большое значение для экономики страны, экономического района, области или города.
Основные направления совершенствования топливно-энергетического баланса:
• увеличение доли природного газа в топливном балансе страны;
• развитие атомной электроэнергетики;
• более широкое применение открытого способа добычи угля как более прогрессивного по сравнению с подземным, что позволит снизить затраты на его добычу;
• более глубокая технологическая переработка нефти, что позволит обеспечить химическую промышленность в необходимом количестве прогрессивным сырьем.
В конечном итоге реализация этих направлений позволит улучшить структуру топливно-энергетического баланса, а следовательно, удовлетворить потребности народного хозяйства и быта в топливе и энергии с меньшими затратами.
Разработка топливного и топливно-энергетического баланса необходима для:
• изучения современной структуры производства и потребления топлива и энергии;
• определения соответствия потребностей в топливе и энергии их ресурсам;
• анализа структуры топливно-энергетического баланса с целью ее совершенствования;
• определения необходимых капитальных вложений для развития топливно-энергетического комплекса страны;
• выявления возможности и целесообразности экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов и др.
Таким образом, топливно-энергетический баланс и его разработка являются важными элементами и экономической политики государства и его субъектов.