Организация (предприятие) как система

Основные данные о работе

Версия шаблона 2.1
Филиал Петрозаводский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Менеджмент
Тема Система управления организации
Фамилия студента Муравская
Имя студента Наталья
Отчество студента Владимирвна
№ контракта

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Организация (предприятие) как система……………………………..

Процесс управления и его элементы……………………………….

Сущность системы управления организацией………………………….

Заключение……………………………………………………..

Глоссарий………………………………

Список использованных источников………………………………..

Приложения………………………………………………

Введение

Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.

Сегодня в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия существует две основные проблемы. Первая - переориентировать отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Вторая - создание новых, нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. В этом отношении значительный интерес для российских предприятий представляет изучение системы управленческого учета. Общепризнано, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.

Управленческий учет на большинстве российских предприятиях не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике.

Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета.

Так, В.Э. Керимов обращает внимание, что на современном этапе развития экономики важнейшей задачей является совершенствование системы управления производством на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом в мобилизации всех имеющихся резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

В связи с этим проблема его внедрения в отечественную практику приобретает первостепенное значение, возникает необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его фундаментальных теоретических основ. На сегодняшний день многие руководители не всегда осознают роль управленческого учета в организации, недостаточно четко понимают цели и задачи его постановки.

Целью данной курсовой является рассмотрение сущности, структуры и места управленческого учета в информационной системе предприятия. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

- организация (предприятие) как система;

- сущность системы управления организацией.

Основная часть

Организация (предприятие) как система

Интегрированные производственные функции.

Производственная функция – это выраженная с помощью экономико-математической модели зависимость количества производимых товаров от соответствующих факторов производства, с помощью которых она изготавливается. Рассмотрим это понятие более подробно.

Производственная функция всегда имеет конкретный вид, так как она предназначена для определенной технологии. Внедрение новых технологических разработок влечет за собой изменение или создание нового вида зависимости.

Данная функция используется для поиска оптимального (минимального) количества затрат, которые необходимы для изготовления определенного количества товаров. Для всех производственных функций, в независимости от того, какой тип производства они выражают, характерны такие общие свойства:

• рост объема производимых товаров за счет только одного фактора (ресурса) имеет конечный предел (в одном помещении может нормально работать только определенное число рабочих, поскольку количество мест ограничено площадью);

• факторы производства могут быть взаимозаменяемыми (автоматизация производственного процесса) и взаимодополняемыми (работники и инструменты). В самом общем виде производственная функция выглядит так:

Q = f (K, L, M, T, N), в этой формуле

Q — объем произведенных товаров;

K — оборудование (капитал);

М — затраты на материалы и сырье;

Т — используемые технологии;

N — предпринимательские способности.

Стратегии организации производства.

Ключевая составляющая любого процесса управления – стратегия. В его рамках она рассматривается в качестве долгосрочного проработанного направления относительно развития компании (в частности, стратегия касается сферы, форм, средств ее деятельности; системы внутренних взаимоотношений между всеми участниками; позиции фирмы относительно окружающей среды).

Для большей ясности стоит разграничить такие понятия, как цели и стратегия организации: первые отражают конечный пункт стремления, вторая же – способы и его достижения в динамичной конкурентной атмосфере.

В широком смысле стратегия – намеченный генеральный курс действий компании, следование которому должно привести в долгосрочном аспекте к желаемым целям.

С чем сталкивается руководство в процессе определения эффективной стратегии компании?

На первом этапе нужно найти ответы на три главных вопроса о положении организации на рынке, а именно:

Какой вид бизнеса стоит прекратить?

Какому следует уделить больше внимания?

К какому бизнесу стоит присмотреться.

Разновидность стратегий компании по М. Портеру

Профессор выделяет три основные сферы выработки поведенческой стратегии компании на рынке:

1. Лидерство в области минимизации производственных издержек. Этот тип охарактеризован тем, что фирма снижает уровень затрат на производство, реализацию продукции до минимума, в результате чего завоевывает большую долю рынка относительно своих конкурентов.

Характерные черты компаний, использующих данный тип стратегии:

высокий уровень организации производства, снабжения;

развитые технологии и инженерно-конструкторская база;

разветвленная система распределения продукции;

низкосортный маркетинг.

2. Специализация производства. Характерна однородность технологического процесса и продукции, использование особого оборудования и специализированных кадров. Эффект – потребители покупают продукцию данной фирмы даже по завышенной цене.

Типичные особенности фирм с данным вариантом стратегии следующие:

обширный потенциал для НИОКР;

высококвалифицированные дизайнеры;

контроль качества производимой продукции; эффективная система маркетинга.

3. Фиксация на отдельном сегменте рынка. Компания не ориентируется на весь рынок, а только на определенную группу потребителей. В данной ситуации она может проводить либо вышеупомянутую политику специализации, либо минимизации, либо и того, и другого одновременно. Особенность данного типа стратегии – нацеленность на потребности не всего рынка, а целевой группы потребителей.

Рассмотренные типы конкурентных стратегий позволяют решить главную для большинства фирм задачу: достижение преимущества перед прямыми конкурентами. Они также помогают в определении того, как именно это можно сделать.

Структурные решения. Решения о производственных процессах. Решения о масштабах и ориентации производства. Решения о взаимосвязях.

Производственная структура любого предприятия или организации - это совокупность всех внутренних подразделений и коммуникаций, а также их четкая взаимосвязь. К таким подразделениям относятся рабочие места цеха, производственные участки, отделения, хозяйства и др.

Четкая производственная структура, создаваемая при основании или реконструкции каждого предприятия, и правильный выбор ее типа предопределяют эффективность всех производственных процессов и качество конечной продукции. Производственная структура организации определяется ее профилем, масштабами, отраслевой принадлежностью, технологической специализацией, размерами основных подразделений (цехов, мастерских и производственных участков) и прочими факторами.

Помимо основных подразделений, производственная структура включает целый ряд дополнительных (вспомогательных) структурных единиц, главной целью которых является обеспечение бесперебойности и эффективности работы основных звеньев предприятия, которые и производят конечный продукт, предназначенный для реализации.

К вспомогательным подразделениям предприятия относятся функциональные отделы, управляющие органы и лаборатории. Их размеры и характер деятельности должны быть полностью соразмерны специализации и характеристикам основных производственных участков. Только такое разумное и логичное построение даст возможность полноценно функционировать всей производственной структуре.

Кроме того, производственная структура включает ряд обслуживающих цехов или участков, которые занимаются изготовлением и ремонтом средств производства, заточкой и настройкой инструментов, хозяйственного инвентаря, приспособлений и приборов. К обслуживающим звеньям производственной структуры также относятся участки по контролю работоспособности оборудования, механизмов и машин.

Иначе говоря, производственная структура предприятия – это форма организации производственных процессов, включающая в себя состав, мощности и масштабы отдельных структурных единиц, а также характер и тип взаимосвязей между ними.

Структурные звенья основного производства должны быть сформированы в полном соответствии с профильностью и специализацией предприятия, конкретными видами выпускаемой продукции, масштабами и технологией производства. При этом организационно-производственное структурное построение предприятия должно иметь определенную степень гибкости. Это связано с тем, что наряду со своевременным выпуском продукции, повышением ее качественных характеристик и снижением производственных издержек может возникнуть острая необходимость перепрофилирования предприятия в связи со стремительно меняющейся конъюнктурой рынка.

Для решения подобных задач необходима определенная структурная гибкость, обусловленная рациональностью специализации и расположения цехов, их кооперированием внутри предприятия, а также единством ритма производственных процессов и технологических операций.

Конкурентоспособность предприятия состоит из составляющих, не связанных друг с другом напрямую, но влияющих друг на друга.

Конечным проявлением конкурентоспособности можно считать размер рыночной доли предприятия. Идеологической основой конкурентоспособности можно считать нацеленность и способность предприятия к удовлетворению требований потребителей с высоким качеством при низкой цене.

Конкурентоспособность предприятия характеризуется его способностью обеспечить: низкие издержки производства; уникальность продукта; качественный и доступный сервис; экологическая чистота продукта; качество продукта; своевременный вывод продукта на рынок.

Неспособность предприятия обеспечить одно или несколько условий, значительно снижает его конкурентоспособность.

Конкурентные стратегии предприятия – это результирующие системной работы по выработке методов и способов повышения конкурентоспособности. Стратегии могут быть разными, в зависимости от рыночной ориентации предприятия. Общее для всех то, что они целенаправленно влияют на всю организацию и ее развитие в будущем.

Ни одна компания не может обеспечить максимально эффективное выполнение всех стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность, одновременно. Каждая компания составляет стратегический план, в рамках которого определяется очередность выполнения конкурентных стратегий, по итогам анализа их важности.

Как правило, в приоритетах стратегического плана находится оптимизация структура компании и управление ею. Логика проста – от грамотных управленческих решений и их внедрений зависит успех выполнение любой локальной стратегии предприятия.

Среди конкурентных стратегий можно выделить поведенческие стратегии, отдельно. Они в значительной степени влияют на составление стратегического плана.

Среди поведенческих стратегий предприятий выделяют:

- полное игнорирование действий конкурентов, по разным причинам;

- выборочное реагирование на отдельные действия отдельных конкурентов;

-агрессивное, подавляющее конкурентов поведение;

- ситуационное поведение, без заранее определенной политики.

Компании с дальновидным руководством, конкурентным войнам, предпочитают сотрудничество с конкурентами. Вырабатывая общие стандарты поведения, конкуренты снижают накал борьбы и исключают применение методов, порочащих известные бренды.

Стратегия на сотрудничество позволяет мелким предприятиям успешно конкурировать с крупными компаниями.

Факторы конкурентоспособности предприятия определяются особенностями страны и предприятия, и уточняются рынком.

Факторы конкурентоспособности могут быть внешними и внутренними, и разрешаются:

- внедрением передовых технологий;

- внедрением эффективной технологии управления;

- максимально достоверным прогнозом развития рынка;

- развитием инновационной деятельности;

- продуманной кадровой политикой;

- качественным менеджментом;

- управлением рисками;

- управлением качеством;

- доступностью необходимых ресурсов;

- актуальной структурой предприятия;

- политикой к конкурентам;

- и др.

Конкурентоспособность предприятия техническим может быть обеспечена учетом основных факторов конкурентоспособности и их разрешением через стратегии предприятия.

Главная трудность предприятий в том, чтобы свои стратегии наполнить действенными методами и способами, которые способны обеспечить ожидаемый результат в запланированное время.

В конкуренции выигрывают именно те компании, которые умеют сопровождать свои намерения конкретными и грамотными действиями.

Наши рекомендации