Организация, методика и управление профессиональным обучением кадров
Обучение - метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
- повысить эффективность и качество работы;
- сократить потребность в контроле;
- быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);
- сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Современному производству необходим уровень образования не менее 10-13 лет.
В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года - на 75%, к концу работы - на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала.
Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3-4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.
В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессий - 46, творческим возможностям - 22, профессиональным ростом - 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.[9]
Так, 84% опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны дополнительные знания, 79 - регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию.
В настоящее время выделяют следующие виды образования: общее базовое, обычное среднее. Может быть недостаточным, адекватным или избыточным по сравнению требованиями момента. Сегодня требуется избыточное образование, поскольку оно формирует мировоззрение, необходимый уровень культуры, ценности, нормы и служит основой развития общества.
Профессиональное обучение делится:[10]
1 Специальное. ПТУ, техникум (колледж), ВУЗ обеспечивает:
- адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.
2 Дополнительное. Имеет целью боле эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:
- адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введение в должность или специальность;
- поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями;
- опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);
- многоцелевого - для руководителей высшего уровня.
Основными задачами профессионального обучения персонала фирмы:
- обучение для усвоения новыми направлениями деятельности;
- обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций;
- обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям.[11]
Предпосылками развивающего обучения является: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки. Прежде, всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно, быть частью общей программы их развития. При её составлении принимаются во внимание:[12]
- последовательность, насыщенность, разнообразие представляемого материала;
- способ установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;
- число и тип обучаемых работников;
- характеристика преподавательского состава.
Работники могут осуществлять также самообучение знакомством соответствующей литературой, которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.
В техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие методы:[13]
Методы сообщения новых знаний:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа;
- лекция.
Методы закрепления материала:
- лабораторная работа;
- экскурсия;
- упражнение;
- выполнение домашнего задания.
Методы проверки и оценки знаний:
- устный опрос;
- письменная проверочная работа;
- контрольная работа;
- экзамен.
I стадия - анализ производства с точки зрении человеческого фактора (работа творческая, благоприятный социально - психологичесий климат, продукции конкурентоспособности);
II стадия - описание должностных операций;
III стадия - список знаний, умений, навыков;
IV стадия - определение критериев профессионального мастерства (тесты, таблицы, экзаменационные вопросы);
V стадия - определение учебных целей (что знать, что уметь, что делать, в какой степени нужно знать и уметь);
VI стадия - разработка учебных программ;
VII стадия - оценка процесса обучения.
Управление профессиональным обучением кадров.
Профессиональное обучение делится: производственное и теоретическое.
Производственное обучение. Все работы выполняемые рабочим любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняет работу по своей специальности.
В структуре производственного обучения вначале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.[14]
В связи с этим производственное обучение делится на три периода:
- период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
- период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
- период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.
При производственном обучении инструктор передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт - учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.[15]
Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения. Обучаемый, выполняет самостоятельную работу, понимая ее теоретические основы, приучается использовать полученную теорию на практике.
Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники
и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.
Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру, или лицу, исполняющему его обязанности.
Учебные программы могут, разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.
Каждая программа содержит: объяснительную записку; производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации; тематический план и программу теоретического обучения; тематический план и программу производственного обучения; перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод по данной главе, что в обучении персонала нуждается каждый кадровик. Начиная с профессиональной подготовки кадров и кончая повышением квалификации кадров.
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, колледжах, ПТУ, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях. Целью обучения является получение образования. Так как образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу.[16]
В подготовке по повышению квалификации кадров современные программы имеют цель научить людей самостоятельно и системно мыслить, решать сложные проблемы, осуществлять предпринимательский подход делу, работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и вызывают желание учиться дальше.[17]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка и переподготовка сотрудников в организации - весьма не простой процесс. Существование четкой и отлаженной системы, а главное и эффективной - позволяет организации в случае необходимости подготовить сотрудников к изменениям и быть гибкими в различных ситуациях. От того насколько эффективно работает система подготовки и переподготовки персонала в организации зависит конкурентоспособность и эффективность в реализации поставленных целей.