Логистические цепи, ориентированные по информационным и финансовым потокам

Логистическая цепь Логистическая функция
ЗЛС3 r1 ЗЛС4 r2 ЗЛС1 Оформление процедуры заказа
ЗЛС1 r5 ЗЛС2 r6 ЗЛС3 Экспедирование груза
ЗЛС3 c1 ЗЛС5 c2 ЗЛС1 Передача прав собственности и расчет за товары
ЗЛС1 c3 ЗЛС5 c4 ЗЛС2 Расчеты за транспортировку товаров

Все возможные логистические цепи (рис. 5) проду­цированы исходным материальным потоком и их композиция с цепью (рис. 4) представляет собой логистическую сеть.

Назовем логистической сетью (Logistical network) полное мно­жество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным .и финансовым потокам в рамках исследуемой ЛС.

Понятие логистической сети не тождественно понятию ЛС, ко­торое является более широким, так как предполагает наличие выс­шего логистического менеджмента, реализующего целевую функ­цию системы.

Рассмотренный выше пример является типичным примером работ­ы сбытового аппарата фирмы-производителя товара, однако нашей задачей было показать, что даже в простейшем случае воз­никают достаточно сложные логистические сети, множество логи­стических цепей и активностей, связанные с которыми затраты должен учитывать логистический менеджер. Кроме того на этом примере мы видим, что имеется набор альтернатив, вызывающий необходимость оптимизации процесса принятия логистических ре­шений.

Приведем пример более сложной логистической сети, ориенти­рованной по материальному потоку, абстрагируясь от информаци­онных и финансовых потоков (рис.6).

Логистические цепи, ориентированные по информационным и финансовым потокам - student2.ru

Рис. 6

Предположим, что эта логистическая сеть построена для конк­ретной интегрированной микро-ЛС. Она включает в себя четыр­надцать звеньев, взаимодействующих между собой по материаль­ным потокам и генерирующих определенные логистические актив­ности. Каждой логистической активности сопутствуют издержки, которые несет фирма-производитель.

В рассматриваемой сети можно выделить несколько логистичес­ких цепей, однако с позиций интегрированной микрологистики важными являются так называемые полные логистические цепи, представляющие собой линейно упорядоченное множество ЗЛС от поставщика МР до конечного потребителя ГП. Если в нашем при­мере предположить, что при изготовлении ГП, используется толь­ко МР,, то последовательность < ЗЛС1® ЗЛС4®ЗЛС6 ® ЗЛС3 ® ЗЛС8 ® ЗЛС11 ®ЗЛС13> представляет собой полную логистическую цепь.

Очевидно, что в реальных организациях бизнеса полные логис­тические цепи встречаются достаточно редко, учитывая большое количество логистических посредников, многоассортиментность МР, используемых при производстве современных товаров, и раз­ветвленные дистрибутивные сети. Поэтому в зарубежной литерату­ре концепцию общих издержек обычно связывают с понятием ло­гистического канала (Logistical channel) или логистического трубо­провода (Logistical pipeline).

Логистическим каналом в интегрированной микро-ЛС будем счи­тать упорядоченное множество ЗЛС, включающее в себя все логи­стические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков МР, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потре­бителей.

Понятие логистического канала можно использовать для внут­рипроизводственных и внешних микрологистических систем в пре­делах базисных функций снабжения, производства и сбыта.

Если для примера (рис. 6) предположить, что МР1 и МР2 при­меняются для изготовления ГП2, то логистический канал интегрированной микро-ЛС для продукции (ГП2) будет включать в себя множество {ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5, ЗЛС6, ЗЛС7, ЗЛС9, ЗЛС10, ЗЛС12, ЗЛС14}. В том случае, если, например, МР2 и МР3 используются так­же (наряду с МР1) для производства ГП1, то полная логистическая цепь ГП, преобразуется в логистический канал, куда дополнительно включаются звенья в системе снабжения: ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5.

Введенные понятия логистических цепей, каналов и сетей мож­но распространить и на макрологистические системы, заменяя по­ставщиков МР и потребителей ГП, соответственно, на точки входа и выхода материальных и связанных с ними потоков в границах рассматриваемой макро-ЛС. Роль логистического менеджмента фир­мы-производителя, осуществляющего координацию и интеграцию действий всех ЗЛС в микрологистике, для макрологистических си­стем обычно выполняют логистические центры.

Каждой логистической активности со­ответствуют определенные издержки, которые несут конкретные ЗЛС. Если ЗЛС не входят в структуру фирмы-производителя товара, то для нее издержки ЗЛС-партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т.е. цены (тарифы) за перевозку, погруз­ку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п.

В основу классификации издержек может быть положен прин­цип классификации логистических активностей. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации в конкретных логисти­ческих цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек.

Для примера интегрированной микрологистической системы (рис. 6) укрупненно можно выделить соответствующие издержки на комплексные логистические активности на участках сети снабже­ния (затраты на грузопереработку, транспортировку и закупки МР1, МР2, МР3), производства (затраты на производство ГП1 и ГП2) и сбыта (затраты на управление заказами, запасами, грузопереработку, складирование, транспортировку ГП1 и ГП2). Эти издержки не­обходимо дополнить затратами на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базисных логистических активностей. Сумма всех издержек с учетом затрат на логистическое администрирование образует общие (тотальные) логистические издержки в рассматриваемой микро-ЛС.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управле­ния в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) МР, НП и ГП в запасах, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства, дистрибьюции ГП потребителям и логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возмож­ное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Резюмируя вышеизложенное, можно предложить следующую укрупненную классификацию логистических издержек.

· Издержки на элементарные и комплексные логистические операции

· Потери от иммобилизации средств в запасах

· Ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса

· Издержки на логистическое администрирование

За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта (дистрибьюции) товаро­производителей. Целью анализа является исследование динамики издержек в различных предприятиях, отраслях или экономике стра­ны в целом. В составе издержек, как правило, выделяют укрупнен­ные группы затрат (характеризующие, например, базисные или ключевые комплексные логистические активности). Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Анализ структуры логистических издержек развитых капиталис­тических стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40 %), транспортные расходы (15—35 %), расходы на административно-управленческие функции (9—14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистичес­ких издержек многих стран на такие комплексные логистические активности, как транспортировка, обработка заказов, информаци­онно-компьютерная поддержка, администрирование.

Тема 4

Наши рекомендации