Логистические цепи, ориентированные по информационным и финансовым потокам
Логистическая цепь | Логистическая функция |
ЗЛС3 r1 ЗЛС4 r2 ЗЛС1 | Оформление процедуры заказа |
ЗЛС1 r5 ЗЛС2 r6 ЗЛС3 | Экспедирование груза |
ЗЛС3 c1 ЗЛС5 c2 ЗЛС1 | Передача прав собственности и расчет за товары |
ЗЛС1 c3 ЗЛС5 c4 ЗЛС2 | Расчеты за транспортировку товаров |
Все возможные логистические цепи (рис. 5) продуцированы исходным материальным потоком и их композиция с цепью (рис. 4) представляет собой логистическую сеть.
Назовем логистической сетью (Logistical network) полное множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным .и финансовым потокам в рамках исследуемой ЛС.
Понятие логистической сети не тождественно понятию ЛС, которое является более широким, так как предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.
Рассмотренный выше пример является типичным примером работы сбытового аппарата фирмы-производителя товара, однако нашей задачей было показать, что даже в простейшем случае возникают достаточно сложные логистические сети, множество логистических цепей и активностей, связанные с которыми затраты должен учитывать логистический менеджер. Кроме того на этом примере мы видим, что имеется набор альтернатив, вызывающий необходимость оптимизации процесса принятия логистических решений.
Приведем пример более сложной логистической сети, ориентированной по материальному потоку, абстрагируясь от информационных и финансовых потоков (рис.6).
Рис. 6
Предположим, что эта логистическая сеть построена для конкретной интегрированной микро-ЛС. Она включает в себя четырнадцать звеньев, взаимодействующих между собой по материальным потокам и генерирующих определенные логистические активности. Каждой логистической активности сопутствуют издержки, которые несет фирма-производитель.
В рассматриваемой сети можно выделить несколько логистических цепей, однако с позиций интегрированной микрологистики важными являются так называемые полные логистические цепи, представляющие собой линейно упорядоченное множество ЗЛС от поставщика МР до конечного потребителя ГП. Если в нашем примере предположить, что при изготовлении ГП, используется только МР,, то последовательность < ЗЛС1® ЗЛС4®ЗЛС6 ® ЗЛС3 ® ЗЛС8 ® ЗЛС11 ®ЗЛС13> представляет собой полную логистическую цепь.
Очевидно, что в реальных организациях бизнеса полные логистические цепи встречаются достаточно редко, учитывая большое количество логистических посредников, многоассортиментность МР, используемых при производстве современных товаров, и разветвленные дистрибутивные сети. Поэтому в зарубежной литературе концепцию общих издержек обычно связывают с понятием логистического канала (Logistical channel) или логистического трубопровода (Logistical pipeline).
Логистическим каналом в интегрированной микро-ЛС будем считать упорядоченное множество ЗЛС, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков МР, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента продукции), до ее конечных потребителей.
Понятие логистического канала можно использовать для внутрипроизводственных и внешних микрологистических систем в пределах базисных функций снабжения, производства и сбыта.
Если для примера (рис. 6) предположить, что МР1 и МР2 применяются для изготовления ГП2, то логистический канал интегрированной микро-ЛС для продукции (ГП2) будет включать в себя множество {ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5, ЗЛС6, ЗЛС7, ЗЛС9, ЗЛС10, ЗЛС12, ЗЛС14}. В том случае, если, например, МР2 и МР3 используются также (наряду с МР1) для производства ГП1, то полная логистическая цепь ГП, преобразуется в логистический канал, куда дополнительно включаются звенья в системе снабжения: ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС5.
Введенные понятия логистических цепей, каналов и сетей можно распространить и на макрологистические системы, заменяя поставщиков МР и потребителей ГП, соответственно, на точки входа и выхода материальных и связанных с ними потоков в границах рассматриваемой макро-ЛС. Роль логистического менеджмента фирмы-производителя, осуществляющего координацию и интеграцию действий всех ЗЛС в микрологистике, для макрологистических систем обычно выполняют логистические центры.
Каждой логистической активности соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные ЗЛС. Если ЗЛС не входят в структуру фирмы-производителя товара, то для нее издержки ЗЛС-партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т.е. цены (тарифы) за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п.
В основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических активностей. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек.
Для примера интегрированной микрологистической системы (рис. 6) укрупненно можно выделить соответствующие издержки на комплексные логистические активности на участках сети снабжения (затраты на грузопереработку, транспортировку и закупки МР1, МР2, МР3), производства (затраты на производство ГП1 и ГП2) и сбыта (затраты на управление заказами, запасами, грузопереработку, складирование, транспортировку ГП1 и ГП2). Эти издержки необходимо дополнить затратами на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базисных логистических активностей. Сумма всех издержек с учетом затрат на логистическое администрирование образует общие (тотальные) логистические издержки в рассматриваемой микро-ЛС.
Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) МР, НП и ГП в запасах, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства, дистрибьюции ГП потребителям и логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.
Резюмируя вышеизложенное, можно предложить следующую укрупненную классификацию логистических издержек.
· Издержки на элементарные и комплексные логистические операции
· Потери от иммобилизации средств в запасах
· Ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса
· Издержки на логистическое администрирование
За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта (дистрибьюции) товаропроизводителей. Целью анализа является исследование динамики издержек в различных предприятиях, отраслях или экономике страны в целом. В составе издержек, как правило, выделяют укрупненные группы затрат (характеризующие, например, базисные или ключевые комплексные логистические активности). Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.
Анализ структуры логистических издержек развитых капиталистических стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40 %), транспортные расходы (15—35 %), расходы на административно-управленческие функции (9—14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические активности, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.
Тема 4